Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ЧЕРИНА (Tcherina) Людмила [наст. имя и фам. - Моник Чемерзин
(Tchemerzine)] (р. 10.10.1924, Париж - 21.3.2004), французская артистка.
Училась у Б. д'Алессандри, О. И. Преображенской, И. Н. Хлюстина.
Дебютировала в балете "Ромео и Джульетта" (1942, балетмейстер С. Лифарь).
Выступала в труппе Б. Князева, в марсельской Опере, "Нуво балле де Монте-Карло", Балете XX века, в собственной труппе.
Много гастролировала (в т. ч. в СССР).
Наибольшего успеха достигла в драматических и трагических
партиях. Основные роли в балетах М. Шпаремблека - "Мученичество св.
Себастьяна" на музыку Дебюсси и "Любовники из Теруэля" Теодоракиса; Ж.
Лаззини - "Чудесный мандарин"; У. Дель Ара - "Эксцельсиор" Маренко.
Снималась в кино.
Людмила Черина была знаменита как балерина и актриса театра и
кино, как хореограф и режиссер, как художник и скульптор, как автор двух
романов. Видимо, все музы собрались у ее колыбели при рождении в
Париже. А родилась она 10 октября 1924 года в семье черкезского князя
Чемерзина, бывшего царского полковника. Мать, француженка Стефан Финетт,
назвала ее Моникой. Потом Серж Лифарь ее переименовал, и она стала
Людмилой Чериной.
В 1939 году в парижской музыкальной школе 15-летняя Людмила
танцевала свою первую сольную программу, включавшую "Умирающего лебедя"
М.Фокина. В 1942 году состоялся ее артистический дебют: на сцене
парижского Зала Плейель она исполнила главную партию вместе с С. Лифарем
в его балете "Ромео и Джульетта". Затем Л. Черина выступала в труппе Б.
Князева, Марсельской опере, "Новом балете Монте-Карло", "Балете ХХ
века" М. Бежара и собственной труппе.
Она много гастролировала, несколько раз была в Советском Союзе.
В 1959 году на сцене Большого театра Людмила танцевала романтическую
Жизель, и потом 27 раз выходила на поклоны московской публике.
Наибольший успех Л. Черина достигла в драматических и трагических
партиях. В 1957 году она обрела высшую славу в Парижской опере, где
более 60 раз исполнила балет С. Лифаря "Мученичество Святого Себастьяна"
(музыка Дебюсси). В 1961 году в Венеции М. Бежар поставил для нее балет
"Гала" с декорациями Дали; потом его показали в парижском Театре
Елисейских Полей. В 1967 году в Париже была издана книга М. Бежара под
названием "Людмила Черина – трагическая танцовщица", в 1975 году в
издательстве "Robert Laffont" появилась прекрасно иллюстрированная книга
Роже Гароди "Людмила Черина, эротизм и мистика".
Людмила была одарена не только многими талантами, но и
редкостной красотой, острым умом, сильным характером. Это была яркая
личность и богатая индивидуальность. Она сама сделала себе блистательную
карьеру и прекрасную жизнь, более красивую, чем ее произведения.
Людмила была одной из легендарных красавиц и самой молодой звездой в
истории танца. Андре Мальро, известный писатель и первый министр
культуры при Де Голле, не скрывал своего восхищения Л. Чериной. Она была
украшением парижских вечеров и сама давала пышные приемы в своих
роскошных апартаментах в Нейи или Альма. У Л.Чериной было не только
богемное окружение, но и целая свита поклонников из интеллектуалов,
политиков и финансистов.
Нужно сказать, что в личной жизни Л. Черина познала страшную
трагедию, которая отразилась на ее карьере. В 1943 году 19-летняя
Людмила, уже звезда Марсельской оперы, исполняла Жизель и полюбила
своего партнера Эдмина Одрана, 24-летнего красавца, танцовщика и
хореографа. Но в 1950 году их супружеское счастье разбилось: Э.Одран
погиб в автокатастрофе около Лиона. Потрясенная его смертью она два года
не танцевала. Людмилу спасла живопись – ее единственной темой был
златокудрый Эдмин. Потом она стала рисовать танец как символ жизни.
Чтобы жить, снималась в фильмах. В 1953 году Людмила вышла замуж за
Реймона Руа.
Рене Сирвен, балетный обозреватель газеты "Фигаро", в своих
воспоминаниях о Л. Чериной написал: "Время ее не меняло... Последний раз
я ее видел на гала во Дворце Гарнье в 2001 или 2002 году: у нее были
черные волосы и прежнее гладкое без морщин лицо, высокие каблуки и
короткое пушистое платье; оно открывало ее красивые ноги и подчеркивало
осиную талию".
Морис Дрюон, писатель и академик, сказал о Л. Чериной: "Она
сумела сделать из себя произведение искусства". "Она создала даже
принцип искусства Звезды" подчеркнул Андре Бринкур, писатель и
журналист, друг Людмилы на протяжении 65 лет. Траурную публикацию в
"Фигаро" он закончил словами: "Она бросилась телом и душой, никогда
неразделимыми, в огонь всех искусств с такой же страстью, как и
талантом. Она была пламенем, она горела и светила. Она угасла, как
угасает пламя".
Л. Черина была награждена офицерским орденом Почетного легиона, орденом Академической пальмы, орденом Искусства и литературы.
Погребена в Париже, в семейном склепе на кладбище Монмартра.
Дива божественной красоты, несравненной элегантности и
благородства навсегда останется в благодатной памяти людей. Более 15
фильмов с участием Л. Чериной, прежде всего"Красные туфельки" (1948),
"Сказки Гофмана" (1951), "Саломея" (1971) и "Дама с камелиями" (1972),
помогут сохранить ее лучезарный облик для будущих поколений.