Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ГРАН Люсиль, Lucile Alexia Grahn (30 июня 1819, Копенгаген, Дания - 4
апреля 1907, Мюнхен, Германия), датская артистка балета, балетмейстер.
Ученица Августа Бурнонвиля в школе Королевского датского
балета. Выступала с 7 лет, первая сольная партия в 1829 - Сати ("Джоко,
бразильская обезьяна" Линдпайнтнера, балетмейстер Ф. Тальони).
Выступала в балетах А. Бурнонвиля, Ф. Тальони, Ж. Ж. Перро в театрах Копенгагена, Лондона и Парижа.
Училась у известного педагога Августа Бурнонвиля.
В 1834 г. официально дебютировала в па-де-де в опере "Немая из Портичи" Обера в Королевском оперном т-ре (Копенгаген).
В 1835 г. Бурнонвиль сочинил для Гран партию Астрид
("Вальдемар" Фрёлиха), главные партии в балетах "Сильфида" Лёвеншелля
(1836), "Дон Кихот" Цинка (1837).
В 1838 г. выступала в Париже в гл. партиях балетов
"Венецианский карнавал" Крейцера и Персюи (балетм. Л. Милон) и
"Сильфида" (балетмейстер Ф. Тальони), затем работала в Гамбурге.
В 1839 г. ушла из Королевского датского балета, уехала из Дании и выступала в Париже, Лондоне и др.
В 1839-42 гг. танцевала в парижской Опере, в 1843-45 г. в
Петербурге, выступала в главных партиях в балетах "Жизель"; "Сильфида"
Шнейцгоффера, "Гитана" Обера и Шмидта и др.
В 1845-46 гг. танцевала в Лондоне и др. городах Европы.
Ж. Перро поставил для Гран и танцовщиц М. Тальони, Ф. Черрито и
К. Гризи "Па-де-катр" на музыку Пуньи (1845, Лондон) и создал для Гран
партии Эолины и Катарины ("Эолина", 1845, и "Катарина" Пуньи, 1846).
В 1848-56 гг. выступала преимущественно в Германии.
Одна из ярких представительниц романтического балета, Гран с успехом исполняла партии Эолины, Катарины (о. п. Пуни).
Выступала в па-де-катр на музыку Пуни (постановка Перро для Тальони, Гризи, Гран и Черрито).
Т. Готье писал о её "меланхолической грации", лёгкости и свободе танца.
С 1856 перестала выступать как танцовщица, вела
балетмейстерскую деятельность в Лейпциге (1858-61), в Мюнхенской
придворной опере (1869-75) и Монако (с перерывами по 1875).
Среди её постановок сцена вакханалии ("Тангейзер" Вагнера).
Гран одна из самых известных романтических танцовщиц. Обладая
воздушностью, грацией и исключительно сильной техникой, она танцевала в
балетах, поставленных для М. Тальони ("Сильфида" и др.), и в спектаклях,
в которых прославилась Ф. Эльслер ("Эсмеральда" и др.), хотя для этих
партий ей недоставало темперамента и живости.
Гран не создала своего репертуара и индивидуальной манеры исполнения.