Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
АЛЛАР Мари (фр. Marie Allard; 14 августа 1742, Марсель — 14 июня 1802, Париж) – французская балетная танцовщица.
Начала обучаться балетному искусству в своем родном городе,
Марселе, затем в Лионе, c 1756 — в Париже в Комеди Франсез. В 1761
дебютировала в Государственной Парижской опере в пасторали «Заис»
Ж.-Ф.Рамо.
Среди её самых известных работ:
1770 — «Ясон и Медея» (Медея) в постановке Гаэтано Вестриса, возобновление известной постановки Ж. Новерра, Парижская опера
11 июня 1778 — Les Petits Riens на музыку Моцарта (сочинение
Моцарта по личной просьбе Новерра) в постановке Новерра, Парижская
опера.
1778 — La Chercheuse d'esprit в постановке Максимилиана Гарделя, Парижская опера
Жан Доберваль и Мари Аллар в балете «Сильвия».
Гравюра неизвестного автора по Л.-К.Кармонтелю.
Особо прославилась исполнением танцев-дивертисментов гавота, ригодона, тамбурина.
Внешне была миниатюрна и очень эмоциональна на сцене. Ж. Новерр
давал ей характеристику, отмечая как «прекрасную танцовщицу,
замечательно работающую в пантомиме, сочинявшую сама собственные антре с
безукоризненным вкусом без помощи балетмейстера».
Среди ее основных партнеров Жан Доберваль, ее постоянной наперсницей и соперницей по сцене была балерина Мадлен Гимар.
Особые отношения связывали Мари Аллар с выдающимся танцовщиком
Гаэтано Вестрисом, в работах которого она также принимала немалое
участие, – в 1760 году, когда ей было 17 лет, у нее и Гаэтано Вестриса
родился общий сын, ставший впоследствии выдающимся балетным танцором,
Огюст Вестрис.
С возрастом перешла на комические и характерные роли.
Оставила сцену Парижской Оперы в 1781 году.
Г-жа Аллар была блестящей танцовщицей комического жанра,
необычайно легкая, несмотря на рано развившуюся полноту, веселая,
быстрая, она покоряла публику неподдельной беспечностью своих ригодонов,
бисером мелких прыжков тамбуринов и пленительными гавотами — все
уснащенное кружением, пируэтами и сногсшибательными гаргульядами. Это не
мешало танцу Аллар быть очень выразительным: знаменито и долго
оставалось не забытым pas de deux с Добервалем в его же постановке из
пасторали в «Сильвии», цитируемое как один из первых примеров
«действенного танца». Осенью 1767 года был «выпущен в свет по рисунку
г-на Кармонтеля гравированный портрет г-жи Аллар и г-на Доберваля,
изображающий их в опере «Сильвия», представленной прошлую зиму. Они
танцуют pas de deux, имевшее большой успех. Г-жа Аллар в роли нимфы —
одной из свиты целомудренной богини, поэтому она равнодушна поклонению
пастуха — Доберваля. Все же пастух в конце концов торжествует. Но г-н
Кармонтель рисует момент, когда поклонение отвергнуто с презрением. И
нимфа и пастух оба очаровательные сюжеты и первокласные силы в опере. В
надежде увидеть их танец терпеливо переносишь два акта, состоящих из
завываний и криков, что зовется в этом театре пеньем. Продается эстамп в
пользу г-жи Аллар. Через две тысячи лет он будет очень любопытным
памятником прошлого и даст потомству довольно странное представление о
том, что мы называем грацией в театре и в танце».