Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ЛЕНЬЯНИ Пьерина (итал. Pierina Legnani; 1863—1923, по др. свед. b
Milan, 30 Sept. 1868, d Milan, 15 Nov. 1930)— выдающаяся итальянская
балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского
театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный в
русское балетное искусство. Яркий представитель итальянской балетной
школы, которой была свойственна виртуозная техника танца, граничащая с
акробатикой,
Образование получила в балетной школе при театре «Ла Скала» (Милан) у педагога К. Беретты.
Её дебют состоялся в Милане, выступала в Париже, Лондоне,
Брюсселе и Мадриде, Турине. Затем вернулась в Милан, где до 1892 была
ведущей солисткой балета театра «Ла Скала».
В 1893 после двухмесячных гастролей в моск. театре "Фантазия"
была ангажирована в Мариинском театре, где выступала 8 сезонов, заслужив
звание "prima balerina assoluta".
В 1893—1895 совершенствовала своё мастерство в Петербурге у Н. Г. Легата.
В 1893—1901 Леньяни — прима-балерина Мариинского театра, В этом
качестве она участвовала в премьерной постановке «Раймонды» А. К.
Глазунова и «Лебединого озера» П. И. Чайковского. Она была первой
исполнительницей роли Одетты-Одилии. После неё партия перешла к лучшим
танцовщицам петербургского балета - Матильде Кшесинской, Анне Павловой,
Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной.
В ее репертуаре были традиционные спектакли: "Катарина",
"Корсар", "Коппелия", "Конек-Горбунок" и поставленные для нее балеты
"Золушка", "Лебединое озеро", "Привал кавалерии", "Прелестная
жемчужина", "Синяя борода", "Раймонда", "Испытание Дамиса".
Леньяни — одна из последних представительниц итальянской школы
виртуозного танца. Редкое сочетание женственной мягкости и пластичности
танца с ослепительной виртуозностью помогло Леньяни создать образ
Одетты-Одиллии. В балетах «Гарлемский тюльпан» (1887) и «Лебединое
озеро» Леньяни впервые в России выполнила 32 фуэте (впоследствии эта
комбинация вошла во многие русские балеты).
Балетмейстер Петипа, когда в 1895 году ставил в Мариинском
театре балет «Лебединое озеро», ориентировался именно на её исполнение;
он использовал музыкальные «дополнительные такты» для возможности
вращений, таких тактов набралось 32, это и стало полным количеством
фуэте.
В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.
Возвратившись в Италию, работала в театре «Ла Скала».
В начале XX века была одним из педагогов балетной школы театра.