Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Эмма Ливри в главной роли балета "Сильфида". Париж, 1862
Эмма Ливри (урожденная Жанна Эмма Эмарот или Эмма Мари Эмарот;
24 сентября 1842 - 26 июля 1863) - одна из последних балерин эпохи
романтического балета и ученица Марии Тальони.
Ливри была незаконнорожденная дочь Селестины Эмарот, балерины, и
барона Карла де Чассирона, что нашло свое отражение в следующих рифмах:
Can so skinny a rat
Be the daughter of so round a cat?
Она училась танцам у Мадам Доминик и посещала школу Парижской оперы.
На ее карьеру оказал влияние любовник матери в то время, виконт Фердинанд де Montguyon.
19 октября 1858 г. в возрасте 16 лет она дебютировала в театре
de l'Academie Royale de Musique в роли сильфиды в балете "Сильфида" .
Ее талант принесли ей славу, она стала широко известной балериной.
Виконт Montguyon уговорить директора Оперы изменить программу
так, чтобы Мария Тальони во время своего посещения заметила Эмму в
"Сильфиде". После этого Тальони решила остаться в Париже, чтобы далее
учить девушку, которая напомнила ей себя в молодости.
Мария Тальони как балетмейстер создала только один балет -
"Бабочку" ("Le Papillon") на музыку Жака Оффенбаха. Главная роль
предназначалась Эмме Ливри. Скульптор Жан-Огюст-Барр (Jean-Auguste
Barre) создал статуэтку Ливри в этой роли в бронзе.
Пол Смит писал в Revue et gazette musicale de Paris:
"She was so ethereal, and diaphanous, an intangible artist
imperative, an artist with ballon .... Mlle. Livry had a ballon which
has never been equalled – she bounds and leaps as no one else could do.
She skims over the ground, the water and the flowers, apparently without
touching them. Shims like feather and falls like a snowflake."
"Она была хрупка и прозрачна, с непостижимым баллоном ....
М-ль Ливри обладает таким баллоном, которым не могут похвастать никакие
другие танцовщицы. Она скользит над землей, водой и цветами, кажется, не
касаясь их. Взмывает как пёрышко и падает, как снежинка."
Эмма Ливри была очень талантливая и многообещающая балерина.
Она безвременно умерла совсем молодой после восьми месяцев страдания от
ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась прямо на
сцене. Тогда ввели новые газовые лампы, которые ставили на авансцене, и
в качестве меры пожарной безопасности предложили надевать на пачки
сверху специальные антивоспламеняющиеся прозрачные накидки (как бы юбки
сверху), но у них был красноватый оттенок, и Эмма Ливри, как и
большинство женщин-исполнителей того времени, отказались надевать такие
юбки.
15 ноября 1862 г. Ливри репетировала главную роль в опере
«Фенелла» Ф. Обера (1782—1871) шедшей в то время в Париже с огромным
успехом. На своем выходе во втором акте, она покачала юбками, которые
загорелись от газового рожка.
В огне она обежала всю сцену три раза, прежде чем была поймана и удалось потушить огонь при помощи пожарных и других танцоров.
Ее ожоги были более обширными, чем глубокими. Но она из
скромности продолжала прижимать горящую ткань к своему телу. Ее лицо и
грудь не были повреждены. По словам врача, ее бедра, поясницу, спину,
плечи и руки были сожжены, как и ее корсет. Она пыталась молиться.
Тальони, которая присутствовала на репетиции, втирала жир в ее раны,
ошибочно полагая, что он облегчит ее страдания.
Она страдала в течение нескольких месяцев, однако по-прежнему
плохо отзывалась о противопожарной юбке-накидке: "Да, в них, как вы
говорите, менее опасно, но если я когда-нибудь вернусь на сцену, мне
даже не придет в голову мысль надеть их - они такие уродливые."
Перед тем как умереть, девушка промучилась почти год, лёжа на постели без движений.
Летом 1863 г. она переехала из своего дома в Париже в
Нейи-сюр-Сен. Однако, ее раны вновь открылись и произошло заражение
крови. Виконт Montguyon был с ней, когда она умерла. После отпевания в
Нотр-Дам де Лоретт в Париже, она была похоронена в Cimetiere de
Montmartre. Оставшиеся фрагменты ее костюма можно увидеть в Музее
Парижской Оперы.
Она сгорела, подобно мотыльку. По легенде, вокруг ее могилы всегда, в любое время года, порхала белая бабочка.
Когда Эмма Ливри в первый раз танцевала в балете "Сильфида",
где блистала сама Тальони, Эмме за кулисы принесли от Тальони цветы, в
которые была вложена записка. А в записке потрясающие слова: "Танцуйте
так же прекрасно и дальше, позвольте всем забыть меня, но только вы меня
не забывайте!"
В 1859 году французский критик Бенуа Жувен отметил, что танец
балерины Эммы Ливри «отличается идеальной легкостью, управляемой
классической правильностью».
В Парижской Opera бюст Эммы Ливрай (1842-1863) стоит рядом с бюстами Марии Тальони и Карлотты Гризи.
О судьбе Эммы можно прочитать в книге Людмилы Третьяковой "Парижанка" в главе "Смерть бабочки".