Четверг, 24.04.2025, 02:17 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

ИСТОКИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА Архаичный танец

ИСТОКИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

Архаичный танец [1:1]

Танец как вид практически-духовного освоения действительности возник в рамках первобытного ритуала.

На заре человеческой цивилизации помимо эстетической составляющей гораздо большее значение имела синкретическая [1:2] ценность танца.

Антропологические исследования позволяют сделать вывод, что танец являлся частью культуры в понимании ее как культа, то есть как религиозный праксис[1:3] человека, направленный на освоение фундаментальных начал бытия и требующий художественно-творческого воплощения.

 Данный процесс был возможен лишь в синкретическом единстве ритуала: танца, музыки, магических формул и заклинаний” – очень точно и очень интересно пишет в своей работе “Архаичный танец: к постановке проблемы” Лариса Тахировна Дьяконова из Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

 

Действительно архаичные [1:4] танцевальные ритуалы не являлись продуктами свободного художественного творчества, а были необходимым элементом сложной системы взаимоотношения с миром.

Танец в тот период человеческой истории всегда имел целью соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к себе влиятельных духов природы. Совершая ритуальные пляски, человек тем самым осуществлял и реализовывал свое отношение к миру.

В разное время разными учёными был осуществлен анализ древнейших форм хореографического искусства на основе археологических, этнографических и искусствоведческих материалов, в результате которого устанавливались функции танца в общественной жизни первобытных племен, структура и семантика его лексики и орнаментальных мотивов, раскрывались общие тенденции их развития. Так, искусствовед Г. Добровольская [1:5] связывала процесс происхождения танца с обрядовыми играми, в которых человек претворял свои будущие действия в особых ритуалах, представлениях, имевших для него магическую силу и значимость.

М. Каган [1:6] в работе «Морфология искусства» рассматривал процесс зарождения и развития танца в рамках первобытного синкретического действа. Он справедливо утверждал: синкретизм танца отражал единство религиозно-практической организации общества, что находило отражение в единстве структуры танца, включающего словесные, музыкальные, танцевальные, пантомимические, графические, живописные и скульптурные средства, где многообразие элементов олицетворяло эффективность обряда.

Искусствовед Э. А. Королева [1:7] определяла танец «как способ познания объективно складывающейся в обществе системы ценностей, как способ духовной информации о социально организовавшихся их связях с миром, об ценности природы и бытия самого человека». С. А. Токарев [1:8] обоснованно полагал, что танец можно отнести к категории, объединяющей двойственную практику познания древнейшего периода, представляющей сложную связь между реалистическим познанием природы, опирающейся на трудовой опыт людей, и превратными, фантастическими представлениями о ней.

Рассматривая синкретизм как неотъемлемую характеристику первобытного искусства, В. Р. Кабо [1:9] подчеркивал, что «все формы творчества тесно связаны с многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициации), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами “делания” животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими первобытному искусству определенное социальное звучание».

 

Сноски

 

[1:1] Дьяконова Л.Т. Архаичный танец: к постановке проблемы©

Кафедра философии культуры и культурологии Саратовский государственный университет

им. Н. Г. Чернышевского lora2071@yandex.ru

 

[1:2] Синкретизм (от греч. synkrëtismós — соединение) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчленённость психических функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.).

 

[1:3] Праксис (от греч. praxis – действие) — адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной локализации.

http://psi.webzone.ru/st/085200.htm

[1:4] Архаика [архаика] ж. 1) а) Ранний этап в историческом развитии какого-л. явления. б) Ранний период древнегреческого искусства (в искусствоведении). 2) а) Древность, старина. б) Отличительные черты древности, старины. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "АРХАИКА"

            [1:5] Гали́на Никола́евна Добро́вольская (10 марта 1934, Ленинград) — советский балетовед, театральный критик, историк балета. Доктор искусствоведения (1982).

            [1:6] Моисе́й Само́йлович Кага́н (18 мая 1921, Киев, Украинская ССР, СССР — 10 февраля 2006, Санкт-Петербург, Россия) — известный российский философ и культуролог, специалист в области философии и истории культуры, теории ценности...

            [1:7] Эльфрида КОРОЛЕВА доктор искусствоведения республики Молдава

           [1:8] Серге́й Алекса́ндрович То́карев (29 декабря 1899, Тула — 19 апреля 1985, Москва) — учёный-этнограф, историк этнографической науки, исследователь религиозных воззрений, доктор исторических наук, профессор МГУ...

           [1:9]В. Р. Кабо

Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (05.06.2014)
Просмотров: 1347 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета