ИСТОКИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Архаичный танец [1:1]
“Танец как вид практически-духовного освоения действительности возник в рамках первобытного ритуала.
На заре человеческой цивилизации помимо эстетической составляющей гораздо большее значение имела синкретическая [1:2] ценность танца.
Антропологические исследования позволяют сделать вывод, что танец являлся частью культуры в понимании ее как культа, то есть как религиозный праксис[1:3] человека, направленный на освоение фундаментальных начал бытия и требующий художественно-творческого воплощения.
Данный процесс был возможен лишь в синкретическом единстве ритуала: танца, музыки, магических формул и заклинаний” – очень точно и очень интересно пишет в своей работе “Архаичный танец: к постановке проблемы” Лариса Тахировна Дьяконова из Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
Действительно архаичные [1:4] танцевальные ритуалы не являлись продуктами свободного художественного творчества, а были необходимым элементом сложной системы взаимоотношения с миром.
Танец в тот период человеческой истории всегда имел целью соединение человека с могущественными космическими энергиями, расположение к себе влиятельных духов природы. Совершая ритуальные пляски, человек тем самым осуществлял и реализовывал свое отношение к миру.
В разное время разными учёными был осуществлен анализ древнейших форм хореографического искусства на основе археологических, этнографических и искусствоведческих материалов, в результате которого устанавливались функции танца в общественной жизни первобытных племен, структура и семантика его лексики и орнаментальных мотивов, раскрывались общие тенденции их развития. Так, искусствовед Г. Добровольская [1:5] связывала процесс происхождения танца с обрядовыми играми, в которых человек претворял свои будущие действия в особых ритуалах, представлениях, имевших для него магическую силу и значимость.
М. Каган [1:6] в работе «Морфология искусства» рассматривал процесс зарождения и развития танца в рамках первобытного синкретического действа. Он справедливо утверждал: синкретизм танца отражал единство религиозно-практической организации общества, что находило отражение в единстве структуры танца, включающего словесные, музыкальные, танцевальные, пантомимические, графические, живописные и скульптурные средства, где многообразие элементов олицетворяло эффективность обряда.
Искусствовед Э. А. Королева [1:7] определяла танец «как способ познания объективно складывающейся в обществе системы ценностей, как способ духовной информации о социально организовавшихся их связях с миром, об ценности природы и бытия самого человека». С. А. Токарев [1:8] обоснованно полагал, что танец можно отнести к категории, объединяющей двойственную практику познания древнейшего периода, представляющей сложную связь между реалистическим познанием природы, опирающейся на трудовой опыт людей, и превратными, фантастическими представлениями о ней.
Рассматривая синкретизм как неотъемлемую характеристику первобытного искусства, В. Р. Кабо [1:9] подчеркивал, что «все формы творчества тесно связаны с многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициации), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами “делания” животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими первобытному искусству определенное социальное звучание».
Сноски
[1:1] Дьяконова Л.Т. Архаичный танец: к постановке проблемы©
Кафедра философии культуры и культурологии Саратовский государственный университет
им. Н. Г. Чернышевского lora2071@yandex.ru
[1:2] Синкретизм (от греч. synkrëtismós — соединение) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчленённость психических функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.).
[1:3] Праксис (от греч. praxis – действие) — адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной локализации.
http://psi.webzone.ru/st/085200.htm
[1:4] Архаика [архаика] ж. 1) а) Ранний этап в историческом развитии какого-л. явления. б) Ранний период древнегреческого искусства (в искусствоведении). 2) а) Древность, старина. б) Отличительные черты древности, старины. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "АРХАИКА"
[1:5] Гали́на Никола́евна Добро́вольская (10 марта 1934, Ленинград) — советский балетовед, театральный критик, историк балета. Доктор искусствоведения (1982).
[1:6] Моисе́й Само́йлович Кага́н (18 мая 1921, Киев, Украинская ССР, СССР — 10 февраля 2006, Санкт-Петербург, Россия) — известный российский философ и культуролог, специалист в области философии и истории культуры, теории ценности...
[1:7] Эльфрида КОРОЛЕВА доктор искусствоведения республики Молдава
[1:8] Серге́й Алекса́ндрович То́карев (29 декабря 1899, Тула — 19 апреля 1985, Москва) — учёный-этнограф, историк этнографической науки, исследователь религиозных воззрений, доктор исторических наук, профессор МГУ...
[1:9]В. Р. Кабо
|