Вторник, 11.02.2025, 21:46 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

Исторические танцы

Старинные танцы

Страницы в категории «Старинные танцы»

Исторические танцы

название для танцев прошлых эпох, исполняемых в настоящее время.

Содержание

Средневековые танцы

Танцы эпохи Ренессанса

Танцы эпохи Барокко и Рококо

Танцы XIX века

Танцы XX века

Народные танцы

Танцы эпохи Ренессанса

Аллеманда

Аллема́нда (от фр. allemandeнемецкий) — один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая сюиты (обычно 1 часть).

Аллеманда возникла в XVI веке как двудольный танец среднего темпа. Этот танец, скорее всего, произошёл от танцев, популярных в то время в Германии. С формой аллеманды экспериментировали французские композиторы, сделав её четырёхдольной и более свободной в отношении темпа. Характерными чертами танца являются отсутствие синкоп, тональная и мелодическая контрастность. Немецкие композиторы, такие как Фробергер или И. С. Бах, иногда вольно обращались с формой аллеманды для клавира, хотя аллеманды для нескольких инструментов выглядят у них более традиционно.

Итальянские и английские композиторы обходились с аллемандой свободнее, используя контрапункт и большее разнообразие в темпах (Корелли писал аллеманды от largo до presto). Английская аллеманда известна из рукописей, где описывается около десяти, временами очень похожих, вариантов исполнения этого танца.

В конце XVIII века слово «аллеманда» стали использовать для обозначения нового трёхдольного танца; «Douze allemande» Вебера (op. 4, 1801 г.) предвосхищает появление вальса.

Бранль

Бранль (фр. Branle, Bransle) — старо-французский народный круговой танец (хоровод) с быстрыми движениями. Иногда сопровождался пением, куплетами с припевом, повторяющимся после каждой строфы. Размер бранлей чётный, в некоторых разновидностях - трёхдольный. Первые упоминания о бранле относятся к XIII веку. Особенное распространение бранль получил в XV - XVI вв. Единственным существующим источником о шагах в бранлях является Orchesography, записанная французским каноником Туано Арбо. Его танцевали повсеместно: на ярмарках, народных праздниках. Постепенно бранль становится придворным бальным танецем.

Разновидности

Бранль имел множество разновидностей: "простой", "двойной", "весёлый". Некоторые виды этого танца были связаны с профессиональной деятельностью людей: "бранль прачек", "бранль булочников". Известны также местные разновидности: бранль из Шампани, бранль из Пуату.

Гальярда

Гальярда в Сиене, Италия, XV век

Гальярда (итал. gagliarda, фр. gaillarde, буквально «веселая», «бодрая») — старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце XV—XVII вв.; музыка к этому танцу.

Музыка

Первые дошедшие до нас ноты гальярды относятся к 1529 г.

Для гальярды XVI века были характерны

  • умеренно быстрый темп,
  • трёхдольный метр (размер 3/2, 3/8 или 6/8),
  • аккордовый склад,
  • ритмический рисунок

 

Гальярда часто исполнялась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались в сборниках танцев для различных инструментальных составов. Они подготовили появление многочастных сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах павану и гальярду заменили аллеманда и куранта.

Музыкальные композиции в стиле гальярды писались и исполнялись и много позже того, как танец перестал быть популярным. Гальярда могла быть отдельной клавирной пьесой (особенно часто в английской музыке) или частью инструментального цикла. При этом гальярда потеряла танцевальный характер: темп стал медленным, в фактуре изложения большую роль приобрели полифонические приёмы.

Интересно, что «гальярдный» ритм 6/8 и сейчас можно услышать, например, в гимне Великобритании «Боже, храни Королеву».

Танец

По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в конце XV века её стали танцевать и при дворе. В XVI—XVII веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии. Первые записи основных движений гальярды были сделаны итальянскими хореографами Фабрицио Карозо и Чезаре Негри.

В 1589 г. Туано Арбо в своей книге «Орхесография» описал мотивы и движения многих гальярд: «La traditore mi fa morire», «Anthoinette», «Baisons-nous belle», «Si j’aime ou non», «La fatigue», «La Milanaise», «J’aimerais mieux dormir seulette», «L’ennui qui me tourmente».

Клод Жервез опубликовал много гальярд в своих танцевальных сборниках, которые были изданы Пьером Аттеньяном, среди них «Gaillarde de la guerre» и «Gaillarde du ton de la guerre».

Гильярда — весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Основное па гальярды — «пять шагов» (поэтому во Франции гальярду называли cinq pas, а в Италии — cinque passi). Оно состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Основное па выполняется попеременно то с левой, то с правой ноги. Если после прыжка свободная нога остаётся приподнятой назад, положение называется «руада» («правая руада», если это правая нога, и «левая руада», если левая). Шаг гальярды, когда ставят вперёд правую ногу и одновременно выносят вперёд и сгибают левую ногу, называется coupé или grue (журавлиный шаг). При вынесенной вперёд правой ноге это «левое grue», при правой — «правое grue». Если нога поднята не вперёд, не назад, а вбок, движение называется ru de vache (ляганье коровы). Ещё одно движение гальярды — «переступ» (правый или левый). При правом переступе делается небольшой шаг правой ногой вперёд, левая нога быстро подводится к правой, а правая тут же поднимается в воздух.

В руководстве Чезаре Негри описаны так называемые «прыжки с кисточкой» (salti del fiocco). В прыжке танцующий должен совершить разворот на 180 или 360 градусов, во время которого сделать движение ногой, чтобы лягнуть кисточку, подвешенную на высоте выше колена, но ниже талии.

Гальярда была любимым танцем королевы Англии Елизаветы I. Несмотря на энергичность этого танца, королева с удовольствием отплясывала гальярды, даже когда была уже немолода.

Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%80%D0%B4%D0%B0»

Павана

танец, распространённый в Европе в XVI в., музыка к этому танцу.

Содержание

Происхождение названия

По одной версии, павана, или падована итал. padovana, появилась в итальянском городе Падуя итал. Padova, по которому и получила своё название. По другой версии, это танец испанского происхождения (исп. pavana, от лат. pavoпавлин), и название связано с торжественным характером танца.

Если придерживаться второй версии, то падована существовала вместе с паваной, но это был совершенно другой танец: быстрый, в размерах 6/8 или 12/8, схожий с гальярдой или сальтарелло. Возможно также, что термин «падована» объединял павану и её более позднюю разновидность пассамеццо.

История танца

Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков). Считается, что она появилась в начале XVI века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца. В книге Туано Арбо «Орхесография», где описаны различные танцы второй половины XVI века, сказано, что павана пришла из Испании при Генрихе III. Многие исследователи считают, что более вероятно итальянское происхождение танца. Однако в труде Жоржа Дера говорится, что павана французского происхождения, что в 1574 г. она была вывезена из Франции и что описание паваны у Туано Арбо сильно отличается от описания испанских паван, которые исполняются более оживлённо.

Музыка

Наиболее типичные черты паваны:

  • медленный темп;
  • двудольный метр на 4/4 или 4/2;
  • торжественно-величавый характер;
  • двухчастная форма;
  • преимущественно аккордовое изложение, в которое иногда добавляются пассажи;
  • музыкальное сопровождение исполняется гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца;
  • ритм аккомпанирующего барабана обычно 1/2-1/4-1/4 или подобный, такая же структура обычно повторяется в мелодии;
  • павана обычно объединяется с гальярдой или другими подобными танцами.

Одна из самых известных паван — «Belle qui tiens ma vie». Она поётся на четыре голоса.

Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.

Паваны часто встречались в сборниках для лютни, клавира или консортов. Паваны сочиняли Пьер Аттеньян, Клод Жервез, Энтони Холборн, Уильям Бёрд, Томас Морли, Ян Свелинк, Джон Дауленд, Орландо Гиббонс, Иоганн Шейн, Самуэль Шейдт, Якоб ван Эйк.

В XVI веке павана достигает своего расцвета в творчестве английских вёрджиналистов. В XVI—XVII вв. во Франции в форме паваны или аллеманды писались «Надгробия» (томбо) -- инструментальные пьесы памяти умершего. В XVII веке павана получает распространение в качестве вступительной части немецкой сюиты. В XVIII веке павана заменяется в сюите аллемандой, в итальянской сонате da camera «синфонией».

Несколько примеров музыкальных произведений XIX—XX веков:

  • паваны в операх К. Сен-Санса «Этьенн Марсель» (1878) и «Прозерпина» (1887);
  • Павана для хора с оркестром (1887) Г. Форе;
  • фортепианная пьеса М. Равеля «Павана на смерть инфанты» (1899, оркестровка 1910);
  • Павана Спящей красавицы (1908) из сюиты «Матушка-гусыня» М. Равеля;
  • павана из балета «Иов» (1931) Р. Воана-Уильямса;
  • павана из балета «Золушка» (19401944) С. С. Прокофьева (3-я сюита, номер 1);
  • павана из альбома «Сарабанда» (1976) Дж. Лорда;
  • «Павана мистера Андерсона» (1994) С. Мартланда.

Танец

Павана — придворный танец, в народе его не танцевали. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в богатых плащах, дамы были в парадных платьях со шлейфами. Танец давал возможность показать изящество манер и движений.

Павану танцевали одновременно одна или две пары. Бал открывался исполнением паваны королём и королевой, затем танцевал дофин, вслед за ним другие знатные особы.

На протяжении всего танца используется только одно па — шаг паваны, который может быть простым или двойным и делаться вперёд, назад или в сторону. Простой шаг паваны — это скользящий шаг с переносом веса на шагающую ногу (свободная нога приставляется или заносится перед шагающей с поворотом корпуса). Двойной шаг паваны: шагающая нога скользит вперёд, тяжесть переносится на неё; свободная нога подтягивается; шагающая нога снова скользит вперёд, вес переносится на неё; свободная нога заносится перед ней с поворотом корпуса. Комбинацию составляют два одинарных и один двойной шаг. Композиция состоит из шагов паваны вперёд-назад, обходов партнёрами друг друга и поклонов. В паване, в отличие от бранлей, где только темп объединял танцующих, фигуры соответствуют музыкальным фразам.

 

Танцы эпохи Барокко и Рококо

Менуэт

Менуэт при дворе короля Людовика XIV

Менуэ́т (фр. menuet, от menu — маленький) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII векабальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.

Исторический обзор

Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой, плавно, манерно и торжественно. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «Приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XIX века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи рококо, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» - или легкомысленных изменников). На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо, менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей.

В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем.

Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов века XIX.

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель), иногда – даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Второй менуэт чаще всего назывался трио.

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна, у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих симфониях постепенно трансформировал менуэт – в скерцо. Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский, Глазунов, Дебюсси, Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Танцы XIX века

Вальс

Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.

Происхождение

Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере», самом близком к вальсу из его предшественников.

В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.

Разновидности вальса

  • Быстрые формы вальса называют Венский вальс
  • Вальс международного стандарта — танцуется только в закрытых позициях
  • Танго-вальс или аргентинский вальс — танцуется, как и вальс, на 3/4, однако движения, в основном, те же, что и в танго и многие другие

 

Мазурка в 1845 году

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.

Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.

Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.

В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова.

 

По́лька:

 

Полька — быстрый танец

 

Обложка нот «Польки гиппопотама», изданной в Нью-Йорке в начале 1850-х

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Он появился в середине XIX века в Богемии, и с тех пор стал известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Часто этот жанр встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

Название произошло от чешского слова Polka[1], означающего полячку, жительницу Польши. Также слово созвучно польскому pulka, означающему «половина».[1][2] Из-за названия часто ошибочно считают, что это исключительно польский жанр. Кроме того, часто путают этот жанр с шведской польска[3] (polska, 3/4 (info)). Музыкальный размер польки — 2/4 (info).

Народный танец полька по своему названию кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу — чехам.

Музыкальный размер этого танца две четверти, другими словами — половина. Танцуют этот танец тоже «половинками», полушагами. По-чешски половинка — «пулька», «полька». Это чешский народный танец, и название его произошло не от слова «польский», а от слова «половинка».[источник не указан 207 дней]

 

Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (10.01.2016)
Просмотров: 2125 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета