Балетный театр в Польше
Развитие профессионального балетного искусства в Польше связано с постановкой в 1628 году в Варшаве балета «Освобождение Руджера с острова Альцыны». Вскоре, в 1643 году, в Варшаве был открыт театр, где, кроме итальянских и французских опер, ставились балеты на темы из жизни польских королей: «Балет во время коронации короля Яна III», «Балет Королевы». Постановщиками были балетмейстеры-иностранцы, но в танцах принимали участие и польские придворные. Первая балетная школа в Польше была открыта в 1728 году при дворе графа А.Тызенхауза. Из учеников этой школы, крестьян, была образована первая польская труппа при дворе Станислава Августа Понятовского. Хореографами были француз Ф. Леду, австриец Д. Кури.
С этой труппой они ставили балеты Новера и первый национальный балет «Ванда — королева Польши». В XVIII веке начинают работать первые польские балетмейстеры — Е. Валиньский, Ф. Шлянцовский, Ю. Межиньская. Много лет в Варшаве Проработал, возглавляя польскую труппу, французский балетмейстер М. Пион. Он сумел высоко поднять культуру танцевальной техники, провел необходимые реформы в балетной школе. В 40-х годах XIX века в Варшаве ставит свои романтические балеты Ф. Тальони. Тогда же начинал свою творческую деятельность первый крупный польский балетмейстер Р. Турчинович, поставивший «Жизель», «Пахиту», «Эсмеральду» и др. Большое влияние на развитие в Польше исполнительского балетного искусства оказали гастроли Тальони и К. Гризи. Среди польских балетмейстеров и исполнителей в середине XIX века особенно выделяются Р. Турчинович и его жена К. Турчинович, Т. Гвоздецкая, К. Стефаньская, братья Тарновские. Во второй половине XIX века, несмотря на засилие иностранных балетмейстеров на варшавской сцене, появляются польские национальные балеты «Окрестность под Кельце» Я. Стефани и «Пан Твардовский» А.Зонненфельда. В середине XIX века устанавливаются связи русского и польского балета. В Россию приезжают работать польские артисты: Ф. Кшесинскнй с детьми, Ф. Нижинский, М. Рутковская и др. Матильда Кшесинская, Вацлав и Бронислава Нижинские стали солистами петербургского театра. В начале XX века в Польше гастролируют русские балетные артисты: А. Павлова, Н. Легат, Т. Карсавина, Н. Богданова, А. Бекефи, ставят балеты Л. Иванов, М. Фокин. Жизнь балетного театра Польши оживляется после первой мировой войны, когда Польша стала независимым государством. В варшавском «Театре Вельки» были поставлены балеты польских композиторов: «Байка» Роговского, «Свитезянка» Моравского, «Свадьба в Ойцуве» на музыку Курпиньского и Дамсе, «Пан Твардовский» Зонненфельда, реорганизуется балетная школа в Варшаве, создаются новые балетные коллективы. В 20 — 30-е годы в Польше развивается свободный и экспрессивно-пластический танец. После второй мировой войны и фашистской оккупации в Польше не осталось ни одной балетной труппы. С образованием Польской Народной Республики начинается возрождение польского балета. Формируются балетные труппы в Познани, Гданьске, Бытоме, Вроцлаве, вновь открылся в Варшаве «Театр Вельки». Польским артистам помогают расти советские специалисты-хореографы: Н. Дудинская, К. Сергеев, Н. Конюс, А. Соболь, А, Чичинадзе, Ё. Чанга и др. Польский балет в послевоенный период пережил в своем развитии три этапа: обращение к национальным балетам на основе народных танцев и сюжетов, освоение балетов классического наследия и, наконец, поиски новых тем и сюжетов в новой художественной форме. В последний период появляются одноактные балеты, выражающие общечеловеческие идеалы, конфликты и устремления; поставлены такие известные балеты, как «Весна священная», «Жар-птица», «Орфей» И. Стравинского, «Дивертисмент» на музыку Б. Бартока. Репертуар театра пополнился произведениями современных советских композиторов («Гаянэ», «Спартак», «Лауренсия», «Каменный цветок» и др.), а также балетами классического наследия («Эсмеральда», «Дон Кихот»).
|