Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
День рождения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой
День рождения
Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой
4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении
«Танцевальной Ея Величества Школы». С этого дня ведет свою историю
старейшее российское учебное заведение в области искусства, называемое
ныне Академией Русского балета имени А. Я. Вагановой.
В покоях старого Зимнего дворца, где находилась театральная
зала для придворных представлений, выделили помещение, выбрали из
«простых людей» двенадцать пригожих девочек и столько же стройных
мальчиков [Сведения о количестве первых учеников в различных источниках
разнятся. Здесь количество приводится по М.Борисоглебскому:
Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. Т. 1. Л., 1938.
С. 21], их определили на казенное содержание и начали обучать «иноземной
поступи». Первый выпуск состоялся в 1742 г. «С сего времени, –
свидетельствует Якоб Штелин, – был всегда полный на придворном театре
балет, в котором одни русские танцовщицы и танцовщики были...» [Штелин
Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935. С. 19].
На протяжении XVIII века в Школе преподавали исключительно
французские и итальянские мастера, служившие при русском дворе.
Одновременно с Ланде работал итальянец Антонио Ринальди (Фоссано),
впоследствии сменивший французского танцмейстера на посту руководителя
Школы. Основу обучения составляли менуэт и другие бальные танцы,
господствовавшие на балетной сцене. И хотя сценический танец XVIII века
мало походил на классический танец современного балета, хореографическая
техника основывалась на выворотности ног и строгой упорядоченности
движений. Учеников постоянно привлекали для участия в придворных
спектаклях. Постановки известных балетмейстеров Франца Хильфердинга,
Гаспаро Анджолини и др., работавших в Петербурге, становились
неотъемлемой частью образования.
В 1779 г. Танцевальная школа была преобразована в Театральную,
ей предписывалось готовить танцовщиков, музыкантов, драматических
артистов. Однако главным в деятельности Школы осталось обучение
«театральному танцеванию», а уроки танца – обязательным для всех
профессий. В программу обучения были включены серьезные
общеобразовательные дисциплины: российская словесность, иностранные
языки (французский и немецкий), математика, живопись. В последней
четверти XVIII века начала складываться традиция «школьных» спектаклей,
ставящихся специально на учеников.
В 1784-92 гг. в Школе преподавал последователь Жана-Жоржа
Новерра Джузеппе Канциани. Он значительно повысил уровень подготовки,
приблизив его к европейскому, и воспитал плеяду замечательных
танцовщиков. В числе учеников Канциани был первый русский балетмейстер
Иван Вальберх, который оказался талантливым педагогом и руководил Школой
на рубеже XVIII-XIX вв.; в конце жизни – соратник и помощник Дидло.
Вальберх воспитал Евгению Колосову (замечательную танцовщицу, при Дидло
она стала первой русской женщиной-педагогом) и Исаака Аблеца (первого
посланца Петербурга в Московском балете).