Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Официальной датой основания Мариинского театра принято считать 12
июля 1783 года, когда императрица Екатерина II подписала Указ об
учреждении в Санкт-Петербурге труппы для представления опер и балетов.
Указом был основан Большой театр, который располагался в здании позднее
перестроенном под Санкт-Петербургская консерваторию.
Государыня назначила тогда давать в театре шесть бесплатных
спектаклей (придворных) в год по праздникам: "по одной или по две оперы
серьезные и по две новые оперы комические. Будут в нем також концерты,
оратории и маскарады". Первый же спектакль этого театра был создан
блестящим тандемом итальянских знаменитостей: композитором Джованни
Паизиелло и драматургом Карло Гольдони - опера с парадоксальным для
XVIII века названием "На луне".
Театр входил в состав Императорских театров России.
Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, дом №
1) было построено архитектором А. К. Кавосом под театр-цирк в 1847—1848
годах и затем восстановлено после пожара в 1860 году.
Собственно Мариинский театр, названный так по имени супруги
Александра II императрицы Марии Александровны, открылся 2 октября 1860
года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».
С тех пор история Мариинского театра складывалась исключительно
как передовое и актуальное искусство своего времени. Мировые премьеры
были нормой петербургской сцены, причем не только в сфере русской
музыки: Верди написал специально для Мариинки "Силу судьбы", Вагнер
лично дирижировал симфоническими фрагментами "Тристана и Изольды" и
"Кольца", Мариинка была первой и до сих пор осталась единственной сценой
в России, поставившей полностью тетралогию Вагнера "Кольцо нибелунга".
Берлиоз, Чайковский, Малер, Вагнер, Рахманинов, Сибелиус выходили к
дирижерскому пульту Мариинкого театра. И это уже в те годы придавало
театру статус центра мировой культуры и его международный профиль. Не
случайно именно на Мариинской сцене вызрели в начале ХХ века "Русские
Сезоны" Дягилева, ставшие не только самым известным брендом русской
культуры в мире, но и самым крупным в истории ХХ века продюсерским
проектом.
В советские годы театр (с 1934 по 1992) назывался Ленинградский
государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, а в
наше время ему вновь вернули историческое имя. В 1883-1896 годах при
проведении масштабных восстановительных работ в здании были созданы
великолепные интерьеры, принесшие Мариинке славу одного из красивейших
театров не только России, но и всего мира. В те же годы велись работы по
усовершенствованию зрительного зала, который в наши дни почти не
изменился, улучшились его акустические характеристики, были построены
новые помещения. Сегодня зрительный зал Мариинского театра считается
одним из самых красивых в мире: его украшают роскошная трехъярусная
люстра, живописный плафон, выполненный мастером Фрачиоли, знаменитый
занавес работы Александра Головина, позолоченные лепные украшения и
скульптуры.
В Мариинском театре блистали такие известные деятели русской
сцены, как Ф. Шаляпин, Ф. Стравинский, М. Петипа, М. Кшесинская, А.
Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуреев,
М. Барышников и многие другие. Здесь проходили всемирно-известные
постановки: "Лебединое озеро", "Евгений Онегин", "Щелкунчик", звучали
произведения Моцарта, Верди, Россини, Вагнера, Глинки, Чайковского.
Мариинка - один из старейших музыкальных домов Европы, на сцене
которого веками творилась культура - та самая великая классическая
русская музыка, классический русский балет. "Домом Петипа" называют
Мариинку во всем мире, но так же эту сцену можно считать и "Домом
Чайковского, Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова", чьим
творениям Мариинский театр давал блестящую долгую жизнь.