Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
КРАСОВСКАЯ Вера Михайловна (29.8(11.9).1915 - 15.08.1999), балерина,
балетный историк и критик, доктор искусствоведения (1965), профессор
(1975). Заслуженный деятель искусств России. Автор 4-томной истории
русского балета.
«Конечно, я давно знал, что Вера Михайловна одна из первых в
стране знатоков русского и мирового балета, балетный критик, к чьему
мнению прислушивались балетные театры не только в Москве, Ленинграде, но
и далеко за рубежом. Все, что можно сказать о балете, сказано в её
блестящих книгах. К началу восьмидесятых годов, ею было написано о
балете столько, что даже был выпущен специальный библиографический
указатель трудов Веры Михайловны… Хотя нам, своим коллегам, Вера
Михайловна обычно скупо рассказывала о себе, мы знали, что она родилась в
Петербурге, училась в балетной школе у Вагановой, окончила театральный
институт, восемь лет танцевала в Мариинке… Но то, что она профессор,
доктор искусствоведения, я узнал лишь случайно, заглянув в
библиографический справочник „Писатели Ленинграда", изданный в 1981
году. Её скромность, нежелание говорить о себе, непоказная и тихая
доброта поражали, и все равно она была на виду. Привлекали в ней женское
обаяние, легкая, почти девичья походка, улыбка, которая и согревала
собеседника и в то же время необидно подтрунивала над ним. Я долго
зачарованно смотрел на неё — такую же, как всегда, легкую, изящную и
прекрасную…В августе Веры Михайловны не стало. Отпевали её в Конюшенной
церкви, в той самой, где 162 года назад отпевали Пушкина. Странный,
точно неслучайный поворот судьбы: только сейчас многие из поклонников
Веры Михайловны узнали, что она правнучка Анны Петровны Керн. И вот
незримая встреча её с Пушкиным…»
Яков Липкович (Кливленд)
Красовская Вера Михайловна родилась 11 сентября (29 августа)
1915 г. в Петрограде; окончила Ленинградское хореографическое училище по
классу А. Я. Вагановой в 1933 г., театроведческий факультет в 1951 г. и
аспирантуру Ленинградского театрального института им. А. Н.
Островского, доктор искусствоведения; 1933—1941 — артистка
Академического театра оперы и балета (с 1935 г. — им. С. М. Кирова),
танцевала в спектаклях классического репертуара театра; работала в
Ленинградском театральном институте (впоследствии — ЛГИТМиК) научным
сотрудником, профессором; была заведующей кафедрой истории и теории
хореографического искусства Академии русского балета им. А. Я. Вагановой
в г. Санкт-Петербурге; автор 18 книг и более 300 статей по вопросам
истории, теории и практики балетного театра в отечественных и зарубежных
изданиях; скончалась 16 августа 1999 г.; замужем, имеет сына.
Вера Красовская была замужем за известным литературным критиком и театроведом Давидом Золотницким
Полученная в классе Вагановой и на сцене Мариинского театра
школа профессионализма, в совокупности с высокой, аристократической
культурой, энциклопедическими знаниями, блестящим владением языками,
позволила В. М. Красовской стать крупнейшим искусствоведом.
С 1941 года Вера Красовская выступает в печати. Опубликовала
более 100 статей по вопросам развития современной хореографии. Среди них
рецензии на этапные балетные спектакли, статьи о творчестве ведущих
балетмейстеров, обзоры ленинградских балетных сезонов.
С 1950 года Красовская совмещает критическую деятельность с исследовательской работой.
Важнейший труд Веры Красовской — первая в истории искусствоведения фундаментальная история русского балета.
Некоторые труды Веры Михайловны переведены на английский, немецкий, польский, чешский языки.
Награды и премии:
Доктор искусствоведения (1965).
Профессор (1975).
Лауреат российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (1998).