ЛЕБЕДЬ - Льва Иванова
Заслуги Иванова
Велики заслуги Иванова в симфонизации русского балета, в усилении выразительности классического танца. Особенно ярко это проявилось ври работе над балетами П. Й. Чайковского — «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Несмотря на то что режнссерско-балетмейстерский план «Щелкунчика» был разработан Петипа и это, конечно же, сковывало творческие возможности Иванова, он, тем не менее, смог применить здесь и свои глубокие музыкальные знания, и новые балетмейстерские приемы, суть которых состояла в том, чтобы средствами танца, гармонией вполне определенных поз и движений выразить основную мысль музыки, показать развитие музыкальной драматургии. Особенно ужались балетмейстеру характерные танцы последнего акта и третья картина 1-го акта — «Снежинки», которую Иванов поставил самостоятельно, без указаний Петипа. Шедевром симфонического балета стало «Лебединое озеро» где Иванов поставил 2-й н 4-й акты и репетировал 1-й и 3-й, поставленные Петипа. Полное слияние музыки н танца способствовало созданию глубоких поэтических образов действующих лиц спектакля — и главных, и кордебалета, который по воле гениального композитора и балетмейстера превратился в трепетную лебединую стаю. Премьера «Лебединого озера» 15 января 1895 года в Map минском театре показала, что русский балет поднялся на новую ступень в своем развитии. Программная симфоническая музыка определяла развитие балетного действия; музыкальные характеристики образов заставляли искать особые рисунки танца, который стая танцем-действием. От исполнителей требовалось проникновение в образ, осмысление каждого своего движения — в симфоническом балете не оставалось места бездумному «танцеванию». Белый лебедь П. И. Чайковского и Льва Иванова стал эмблемой русского балета. Художественные достижения Иванова открывали новые пути развития перед русской школой классического танца, перед балетмейстерами будущего, XX века.
Лев Иванович Иванов (1834—1901) начинал учиться танцу в Московской балетной школе, потом был переведен в Петербургское театральное училище. Классический танец он изучал у лучших педагогов того времени: А. И. Пименова, П. Фредерика, Э. Гредлю, Ж. Петипа. Начало его деятельности в петербургской труппе не было успешным, хотя в свой дебют он удачно станцевал Колена в «Тщетной предосторожности» Обладая исключительными танцевальными способностями и музыкальностью, Иванов стремился достичь полного слияния музыки и танца в балете — вот над чем он работал долгие годы. Протанцевав в петербургском театре, под конец уже на положении первого танцовщика, до начала 70-х годов, Л. Иванов не ушел из театра, хотя и получил пенсию, а остался в труппе педагогом-репетитором, балетмейстером. В 1882 году его назначают режиссером балета, а в 1885 году — вторым балетмейстером. Его первые самостоятельные постановки — «Очарованный лес», «Шалости амура», «Гарлемский тюльпан». Все они были сделаны /хорошим профессионалом, но не отличались оригинальностью хореографических композиций, как не были интересны и по своему содержанию. Однако Иванов по-прежнему готовил себя к большой работе, изучая симфоническую музыку, теорию. В 1890 году ему было поручено поставить «Половецкие пляски» в опере Бородина «Князь Игорь». Имея целью сделать танцевальные сцены максимально выразительными, Иванов смело сочетал движения классического и народно-характерного танцев. Эффект был необыкновенный. Пластическое воплощение партитуры Бородина шло у Иванова от музыки к хореографическим формам. Для Иванова музыка являлась основой. действенной опорой спектакля. Это совпадало с русскими танцевальными традициями. Постановки «Половецких плясок» стала заметным явлением и сразу же вошла в фонд русской балетной классики. Иванов многое сделал для развития характерного народного танца и достиг в этом совершенства: 11 октября 1900 года в балете Ц. Пуни «Конек-Горбунок, или Царь-девица» он впервые поставил чардаш. Пластика народного танца зримо воплотилась во Второй венгерской рапсодии Ф. Листа, в ней ярко обозначены черты симфонизнрованного характерного танца. И Л.Иванов, для которого симфоническая музыка была образной основой танца, поставил рапсодию в рамках традиционной театральности, передавая в танце характер и дух венгерского народа.
|