Немецкий балет
Немецкий балет
Возникновение немецкого балетного театра датируется XVII веком. При княжеских и герцогских дворах ставились первые спектакли: «Балет Эринии» в Штутгарте, «Балет об Орфее и Эвридике» в Дрездене. Для их постановок приглашались французские и итальянские балетмейстеры, композиторы, исполнители, музыканты. Вместе с этим в XVII веке начинает развиваться национальная хореография. Например, в Гамбурге в 1678 году был открыт первый общедоступный оперный театр. В шедших на его сцене оперных спектаклях было много вставных танцевальных номеров. В XVIII веке в Германии работали многие известные европейские балетмейстеры и танцовщики, в том числе великий Ж. Ж. Новер. Именно он поставил первые в Германии сюжетные балеты. Балеты ставились также в театрах Берлина, Дрездена, Мюнхена, Лейпцига, Гамбурга. В XIX веке в Германии гастролировали М. Тальони, Ф. Эльслер, Л. Гран, Ф. Черрито. В начале XX века в Германии расцветает экспрессивно-пластический танец, или, как его еще называли, «выразительный». В период фашистской диктатуры в Германии более всего были распространены развлекательные постановки. Разгром фашизма во второй мировой войне и установление в стране народной демократии способствовали подъему культуры. В послевоенные годы в ГДР были организованы балетные коллективы, которые могли ставить многоактные балеты. В 1948 году в Берлине балетмейстеры Т. Гзовская и Д. Шпис поставили балет «Ромео и Джульетта». Много лет балетную труппу берлинского оперного театра возглавляла Лило Грубер. В 1965 году при берлинской «Комише опер» Том Шиллинг организовал балетный коллектив. Сейчас это один из лучших коллективов в ГДР. В нем Т. Шиллинг поставил балеты: «Абраксас» Эгка, «Ундина» Хенце, «Золушка» и «Ромео и Джульетта». Постановка Т. Шиллинга «Вечерние танцы» Прокофьева, «Море» на музыку Дебюсси; «Матч» на музыку Маттуса, «Черные птицы» Катцера и др. Балетные школы в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Театральный институт готовят исполнителей для балетных групп и ансамблей танца ГДР. Многие солисты и балетмейстеры приезжали учиться в Советский Союз, например: У. Коллийн, Э. Бишоф, Т. Кремке. Советские специалисты передавали свой опыт немецким. Все это способствовало возникновению в ГДР своеобразной, оригинальной хореографии. В современных постановках немецкие балетмейстеры используют классический танец в сочетании с «выразительным» немецким танцем.
|