Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при
Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа
Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение
профессионального театра в нашей стране: "Повелели мы ныне учредить
Русский для представления комедий и трагедий театр..." Известный поэт и
драматург М.М. Херасков возглавил Вольный русский театр при
университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский
театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но
здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в
следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских
театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая
труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических
площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к
осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве
театрального центра.
Таким образом, "прародителем" Малого театра явился театр при
Московском университете. Но не из-за этого Малый называли "вторым
Университетом", а благодаря тому влиянию, которое он оказывал на русскую
культуру, на умы, на настроения в обществе. Малый театр со дня своего
основания является одним из самых важных центров духовной жизни России.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и
драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила
собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и
собственное название - Малый театр.
"Московские ведомости" поместили объявление о первом спектакле в
Малом: "Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет,
что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом
театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго
спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского,
впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое
драматическое рыцарское представление-балет..."
14(26) октября 1824 г., в день открытия Малого театра, также
дан был поставленный Адамом Глушковским анакреонтический балет Дюпора в 1
действии "Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным"
Слово "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь
оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по
сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для
балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова "Большой" и "Малый" стали
именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском
языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы
Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же
артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры
были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение
жанров