Понедельник, 07.07.2025, 07:03 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » История балета

Первый балетный спектакль.

Первый балетный спектакль.

15 октября 1581 г. состоялся первый балетный спектакль ЦИРЦЕЯ, ИЛИ КОМЕДИЙНЫЙ БАЛЕТ КОРОЛЕВЫ.
Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму, «Цирцея, или комедийный балет королевы», был поставлен при дворе Екатерины Медичи (Париж) итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581 г.
В этом году сестра французской королевы Луизы выходила замуж. Культурная программа свадьбы составлялась под руководством Екатерины Медичи, матери короля. Желая придумать что-нибудь новенькое, она выписала из Италии бывшего своего придворного музыканта Бальтазарини ди Бельгиозо и поручила ему заняться разработкой музыкального оформления свадьбы. И Бельгиозо не подкачал – 15 октября 1581 года в Бурбонском зале Лувра состоялась премьера нового вида искусства.
С тех пор во Франции стал развиваться жанр придворного балета (маскарады, пасторали, танцевальные дивертисменты и интермедии). Балет 16 в. представлял собой пышное зрелище в барочном стиле с исполнением церемонных испанских танцев – паваны, сарабанды. Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии.
15 октября начинается история балета в тех его формах, какие мы знаем сегодня. В тот день Бальтазарини представил "Ballet Comique de la Reine" при дворе Екатерины Медичи по случаю свадьбы Маргариты Лорренской, сестры королевы, и герцога де Жуайеза, где французские и итальянские танцевальные формы были приведены в согласие с музыкой и сценическими действием и стали художественно целостным зрелищем. Оно было названо "балетом" потому, что представляло собой "геометрическую организацию некоторого количества людей, танцующих вместе под разнообразную музыку, исполняемую на многих инструментах", оно "комично", ибо "завершается очаровательным, спокойным и счастливым финалом, а также потому, что почти все его персонажи — боги и богини". Музыкально-драматический синтез итальянской оперы и французского балета, созданный Бальтазарини, заложил основу французского балета, которой суждено было служить моделью Европе на протяжении двух веков.

15 октября королева Луиза и принцесса Марго прекрасно справились с ролью танцовщиц придворного балета. Обе исполняли партии наяд. Балет этот вошел в историю под названием "Комический балет королевы" (LE BALET COMIQUE DE LA REINE). Создание этого шедевра, потрясшего общественность, выглядело так:

Королева Луиза пригласила к себе Бальтазара, Катерина Медичи, очевидно, присутствовала при разговоре вполне осязаемой тенью.
- Мы тут решили семейный праздник устроить. Так, только для своих, человек на триста...
- Разумеется, Ваше Величество, как не знать. Поздравляю.
- А, сочини-ка нам, дружок, балетик, чтобы там танцы были, стихи в виде поэзии, желательно с балом и фейерверком.
- Эм... непременно Ваше Величество! Это большая честь для меня. Только дайте мне неделю на размышления о бренности всего земного.
- Пожалуй дам.... но только три дня - добавила королева посмотрев на свекровь.

После этих слов Бальтазар испарился из дворца и вообще из столицы, а после трехдневного отсутствия вернулся с гениальным планом, гениального спектакля. Чтобы потомки помнили этот день необходимо, чтобы действо состояло:
- Из стихов, которые будут читаться
- Музыки, которая будет исполняться
- И из танцев, которые будут танцеваться.
- Один я не справлюсь мне бы штук пять основных помощников...
- Хорошо, дам четырех

Так создателями спектакля стали: духовник короля Шеней, искусно сплетавший слова в рифмы, Болье, виртуозно владевший всем, что издавало хоть сколько-нибудь музыкальный звук, ему помогал господин Салмон, а Жак Патен взял на себя художественное оформление действа.
Поскольку правила есть правило и без греков с аллегориями никуда, то сюжет был построен на мифических байках, да и определение балета как комедийного, должно было сразу сообщить зрителю, что мы тут не просто танцуем, а реконструируем седую античность, гармонично сплетая геометричность танцевальных фигур с музыкой и поэзией.
Перфоманс состоялся 15 октября 1581 года в большом зале Лувра с 10 вечера до трех часов по полуночи.
Мизансцена перед началом спектакля была такова:
"Вокруг зала шли две галереи, одна над другой, с перилами и золоченой балюстрадой. На другом конце того же зала, которая казалась приподнятой, было видно возвышение, идущее во всю ширину зала. Оно служило местом для сидений короля и королевы, принцев и принцесс, перед которыми с обеих сторон находились два места, предназначенные для посланников, а за ними шли сорок деревянных ступеней в ширину зала, которые доходили до первых галерей и служили сиденьем для придворных дам... По правую сторону от Его Величества Короля была воздвигнута маленькая роща длиною в восемнадцать, шириною в двадцать футов; она принадлежала богу пастухов Пану и была окаймлена прекрасными дубками, у которых стволы, ветви, листы и желуди были чрезвычайно искусно выделаны и позолочены. На некотором расстоянии находились маленькие ниши, в которых были размещены нимфы и дриады на предмет их внезапного появления.
Позади рощи, вплотную к стене, я велел воздвигнуть грот, столь мрачный, как выемка глубокого ущелья; он переливался и освещался сзади как бы бесчисленным множеством алмазов и был, к тому же, окружен деревьями и одет цветами, среди которых виднелись ящерицы и другие животные, так ясно изображенные, что они казались действительно живыми...
Возле грота возвышался холм, на котором сидел бог Пан, одетый сатиром, закутанный в плащ из золотой ткани, с золотой короной на голове; в левой руке он держал узловатую палку, а в правой - золотую свирель, из которой он извлекал звуки в установленное время. В середине грота... был расположен оркестр... также игравший в определенных местах. Все деревья леса имели масляные лампы, сделанные в форме маленьких корабликов, покрытых червонным золотом... они должны были освещать внутренность грота.
На противоположной стороне зала был выстроен свод из дерева длиною в восемнадцать и шириною в девять футов; он имел спереди отверстие длиною в три фута; снаружи он был облеплен большими облаками, а внутри сверкал и переливался золотом благодаря множеству спрятанных огней, которые заставляли золото сверкать таким образом, что место это казалось частью лазурного неба. Внутри этого свода было десять оркестров музыкантов, которые все отличались друг от друга; по своему блеску и по гармоническим звукам музыки, которая пелась, грот этот был назван золотым...
Между лесом и вышеуказанным сводом на верху зала, украшая его как бы венком, висела большая туча, вся наполненная звездами; исходивший от них свет пронизывал облако, из которого должны были спуститься Меркурий и Юпитер...
На другом конце зала, против сидения короля, был сделан искусственный сад, приподнятый спереди на один фут, а сзади - на три фута и сокращавшийся в перспективе. Сад этот был огорожен... балюстрадами, покрытыми червонным золотом и тусклым серебром... и состоял из двух зеленых аллей...
Цветник этого сада был украшен разнообразными цветами, клубникой, огурцами (!!!), дынями и другими фруктами... Этот сад казался еще более красивым потому, что наверху его был свод в виде беседки из виноградных лоз, с которых свисал прекрасный крупный виноград, столь искусно сделанный... что сама природа, казалось, удивлялась этому искусству.
Позади находились две высокие башни, камни которых были выложены алмазными точками... между этими башнями высилась стена замка... В середине ворот замка виднелся свод с множеством углублений из разноцветных стекол, позади которых было столько масляных ламп, что сад, казалось, переливался сотней тысяч цветов, сквозивших сквозь стекла. За стеной был виден в далекой перспективе город, с колокольнями посередине... Перед садом с обеих его сторон находились две трельяжные арки шириной в пятнадцать, а высотой в двадцать четыре фута. Это было самое замечательное место, потому что оттуда появлялись в зал музыканты, исполнители интермедий и колесницы и колесницы, которые шли представиться королю.
Как уже было сказано, описанный сад был прибежищем волшебницы Цирцеи, которая сидела у дверей замка, одетая в золотое платье двух цветов, усеянное маленькими кисточками и укутанное в креп из серебра и шелка... В руках у нее был золотой жезл... Роль этой Цирцеи, столь прославленной поэтами, исполняла девица Сент-Мем... Ее присутствие в этом саду, освещенном сотнями факелов..., придавало, говорят, столько света и блеска, что глаза присутствующих были совершенно ослеплены; кроме того, бесчисленное множество факелов над залом и вокруг давало такой сильный свет, что он оставил бы позади себя любой прекрасный солнечный день в году." (Бальтазар де Божуайе)
Очевидцы описывают, что ровно в десять часов в зале послышались звуки гобоев, корнетов, доносившихся из дворца Цирцеи. Как только стихла музыка сада Цирцеи появился юный и прекрасный господин де Ла-Рош, в серебренном костюме, усыпанном жемчугом и другими драгоценными камнями. Пробежав примерно до середины зала он оглянулся на покинутый сад, словно опасался погони и, переведя дух драпанул к королю, где, отвесив глубокий поклон, начал ябедничать на Цирцею, используя при этом язык "пронизанный умом и красноречием". Дескать, Цирцея ведет себя плохо, всех в камень превращает, а для победы над ней надо самую малость вмешаться непосредственно королю.
После этого наяды, нимфы и добродетели, паны и боги закрутились в геометрическом порядке, чертя на паркете круги, квадраты, треугольники и другие любезные ренессансному глазу фигуры, не забывая имитировать траекторию движения космических тел по небесному своду. После победы над Цирцеей все гости пустились плясать бранли и с этим увлекательным занятием встретили рассвет.


Категория: История балета | Добавил: sasha-dance (19.08.2012)
Просмотров: 1982 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета