Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Представление Юдифи на сцене Преображенского театра 24-го ноября 1674 г. в присутствии царя Алексея Михайловича. Гравюра А.Янова с рис. М.Нестерова. 1895
Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года.
Трудно сказать, почему в начале 70-х годов у Алексея
Михайловича Романова возник интерес к театру. Можно только предположить,
что это было связано с влиянием ближайшего окружения в лице Артамона
Матвеева и Симеона Полоцкого, рассказами послов о театральных
постановках в западноевропейских странах или с интересом Алексея
Михайловича ко всему новому, необычному, зрелищному.
Царь и знать присматривались к жизни в Европе, подробно
выспрашивали вернувшихся из-за границы дипломатов обо всем увиденном и
услышанном ими в других странах. Власти хотели лучше выглядеть перед
множеством прибывавших посольств, показать, что и в России люди умеют
жить.
Дворянин Лихачев в 1659 году отправился в Италию к тосканскому
герцогу с дипломатическим поручением. Во Флоренции он был приглашен на
придворный бал и спектакль. Все увиденное в «комедии» было со всеми
подробностями описано в посольском донесении.
Под влиянием царицы Натальи, подарившей царю сына Петра, и
просвещенного боярина Артамона Сергеевича Матвеева, Алексей Михайлович
Романов затеял для развлечения молодой супруги соорудить в
Преображенском «комедиальную хоромину». Спектакли давали также в Москве в
помещении над Аптекарскими палатами, или в доме Артамона Матвеева.
Устроителем первого театра стал ставший таким образом
основоположником русского театра Йоганн (в России его называли Яган)
Готфрид Грегори, пастор, сын немецкого врача. С 1658 года он жил в
России, где служил пастором лютеранской церкви.
Он набрал труппу из жителей Немецкой слободы и подьячих
Посольского приказа. Тогда было отобрано 60 мужиков, которых начали
обучать актёрскому ремеслу.
Выбрали пьесу «Артаксерсово действо» или «Комедию, как
Артасеркс велел повесить Амана по царицыну челобитью и Мардохеину
наученью», состоящую из семи продолжительных актов и нескольких
интермедий, в которых задействовано более 60 человек. Подготовили
декорации и костюмы, «актеры» разучили роли.
В октябре 1672 года состоялся первый спектакль в Комедиальной
хоромине – первом в России здании, выстроенном специально для
театральных представлений по указу царя Алексея Михайловича в его летней
резиденции в селе Преображенском под Москвой.
Представление шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода.
Царь так был восхищен, что 10 часов подряд не вставал с места,
пока шло представление. Бояре стояли: в присутствии государя им садиться
не дозволялось. Накануне монарх получил благословение своего духовника
протопопа Андрея Савинова, который заверил, что еще византийские
императоры устраивали театральные зрелища. Алексея пришлось долго
убеждать в том, чтобы он дозволил использовать музыку, без которой
нельзя устроить хора. Царь неохотно согласился.
«17 октября 1672 г. прошло открытие долгожданного театра и
первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и
все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и ее
придворные дамы. Первое представление длилось десять часов, но царь
досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был
окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после
такого „действа" необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то
время „позорищем". В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был
перенесен в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой
Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась».
Придворный театр не имел постоянного помещения. Власти не
скупились с расходами на костюмы актеров и декорации для театральных
постановок, но экономили на оплате русским актерам.
Григори, щедро вознагражденный царем, завел по его приказу
театральную школу и обучал молодежь. Чтобы ученики не разбегались, их
насильно держали под стражей. «Актеры» разучили несколько новых пьес, в
том числе и написанные Симеоном Полоцким. В 1675 году Григори умер, и
его сменил Степан Чижинский из Посольского приказа, который заставлял
воспитанников зубрить текст даже по ночам.
Если вначале играли сцены из священной истории, то затем царь
разрешил театральные представления, состоящие из танцев, отважился
смотреть балет «Орфей». Пьесы были написаны тяжеловесно — напыщенным
языком, переполнены патетическими пассажами и примерами ораторского
красноречия, но были и шутовские интермедии развлекательного характера,
близкие к народной традиции.
Посещение спектаклей считалось важнейшим государственным делом, иногда на них приглашались и послы других стран.
Однако со смертью Алексея Михайловича в 1676 году умер и первый
русский царский театр. Комедиальную хоромину снесли как «богопротивную»
по приказу его набожного сына царя Федора.