Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Первый спектакль труппы Дж. Локателли в Петербурге
Первый спектакль труппы Дж. Локателли в Петербурге
3.12.1757 г.в Санкт-Петербурге состоялся первый спектакль, организованный Джованни Локателли, итальянским антрепренёром.
Локателли (Locatelli) Джованни Баттиста (1715 - 14 III 1785, Петербург) - итальянский антрепренёр.
В 1747-57 гг. собранная им труппа обосновалась и выступала в
Праге, гастролировала в Дрездене, Лейпциге и Гамбурге. С Локателли
работал К. В. Глюк. Спектакли пользовались огромным успехом, однако
высокий художественный уровень постановок требовал больших затрат и
делал предприятие убыточным. Контракт Локателли с русским двором в 1757
г. был способом бегства от кредиторов.
В 1757 г. Локателли приехал в Петербург с оперной (опера-буффа)
и балетной труппой, где получил разрешение на организацию спектаклей.
Локателли содержал первый в России общедоступный оперно-балетный театр. В
его труппу входили талантливые певцы и артисты балета, в репертуаре
основное место занимали комические оперы на тексты К. Гольдони,
пасторали и др.; большим успехом пользовались балетные спектакли,
возглавляемые балериной А. Сакко. В Петербурге Локателли позже занимался
организацией маскарадов и других увеселений. Несколько актёров его
труппы вошло в состав придворного театра.
Представления открылись в Петербурге 3 декабря 1757 г. в
подвергшемся серьёзной переделке театре близ Летнего дворца (в районе
нынешнего Марсова поля) оперой «Убежище богов». В оперную труппу входили
многие европейские знаменитости. В составе балетной труппы: хореограф
А. Сакко, артисты Л. и А. Сакко, Дж. (Анна) Конти де Сале, А. Белюцци,
К. Белюцци (выступавший также и как балетмейстер), М. Буржиони
(прозванная Ла Мантованина), Моро, Ф. Кальцеваро, А. Таулато, Цезарь.
В спектаклях принимали участие русские танцовщики: Авдотья
Тимофеева, Варвара Михайлова, Анисья Афанасьева, Францина Фёдорова,
Трофим Кириллов, Вавила Афанасьев, Пётр Васильев. Состав труппы ежегодно
обновлялся.
В репертуаре были балеты: в 1757 - "Балет богов морских" и
"Балет пастухов" (оба балетмейстер Сакко) при опере "Убежище богов" Ф.
Цопписа; в 1758 - "Волшебство Армиды" и "Балет веселящегося старичья"
(оба балетмейстер Сакко) при опере "Возвращение из Лондона" Д.
Фискьетти; "Похищение Прозерпины" (балетмейстер Белюцци) и "Балет в
английском духе" (балетмейстер Сакко) при опере "Аптекарь" В.
Паллавичини и Фискьетти; "Учитель школы" (балетмейстер Белюцци) и
"Амазонки-победительницы" (балетмейстер Сакко) при опере "Лунный мир" Б.
Галуппи; "Андромеда и Персей" и "Балет солдат, или Военный
дивертисмент" (оба балетмейстер Белюцци) при опере "Небрежный" Дж.
Рутини; "Прощание матросов" (балетмейстер Сакко) при опере "Сельский
философ" Галуппи; "Героический балет Психеи" и "Балет диких" (оба
балетм. Сакко) при опере "Мыза, или Сельская жизнь" Д. Сколари;
"Возвращение матросов" и "Героический балет" при опере "Дидона
оставленная" Цопписа; в 1759 - "Любовь врага" и "Маскарад" при опере
"Аркадия из Брента" Галуппи; "Свойства богини цветов" (балетмейстер
Кальцеваро) при опере "Учительница школы" Дж. Кокки; "Турецкой" и
"Щастливой дезертир" при неизвестной опере 13 августа; в 1760 - "Армида"
и "Крестьянская ярмарка, или Рекрутский набор" при неизвестной опере 29
октября; в 1761 - "Ярмарка в Лондоне, или Фоксал" при опере "Разговор"
Сколари; "Разбитие корабля у Баварских островов" и "Суд Париса"
(последний - балетмейстер Кальцеваро) на музыку И. Штарцера (?) при
опере "Китайцы Глюка"; "Викториею венчанный победитель" и "Комический
балет, начинающийся крестьянской серенадой" при опере "Абанские купанья"
Галуппи, "Оставленная Тезеем и Бахусом присвоенная Ариадна" при
неизвестной опере 29 октября.
Балеты обычно исполнялись между актами оперы или в конце её и
могли меняться. Известны названия некоторых балетов, приведённых в
литературе разрозненно; возможно, они ставились отдельно от опер:
"Аполлон и Дафна", "Госпожи в серале", "Праздник Клеопатры"
[балетмейстер Сакко (?)] (в роли Клеопатры - А. Белюцци), "Орфей и
Эвридика" [балетм. Сакко (?)], "Пандуры", пантомима "Отец солюбовник
сыну своему, или Заворожённая табакерка".
Часто спектакли у Локателли заканчивались фейерверком.
Поскольку балеты должны были соответствовать характеру оперы, в
хореографическом репертуаре труппы Локателли видны две тенденции: одна
разрабатывала мифологические сюжеты, традиционные для балета того
времени и соответствующие опере-сериа, другая продолжала линию
оперы-буфф - это жанрово-бытовые балеты, где изображались простые люди.
Последний известный спектакль у Локателли состоялся 5 ноября 1761.