Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
В первой половине XVIII в. продолжалось развиваться балетное
искусство, основы которого были заложены в предыдущем столетии. В первую
очередь, ставились оперы-балеты - хореографические представления,
которые всё ещё объединяли танец, пение и музыку (тогда мелодии ещё не
сочинялись для конкретного балета).
Единственным исключением, которое впоследствии стало поворотным
пунктом в истории мирового балета, были спектакли в домашнем театре
герцогини Мэнской в Со.
В 1714 г. в этом замке началась серия празднеств, рассчитанная на год, – «Большие ночи в Со». Для четырнадцатой декабрьской ночи
был показан спектакль «Опера», который составили три не связанные между
собой опернобалетные картины и две танцевальные интермедии. Текст
принадлежал поэту Удару де ла Моту, музыка – Жану-Жозефу Муре. Во второй
интермедии Аполлон предлагал герцогине «трагический характеризованный
танец», восходивший к четвёртому акту трагедии Корнеля «Гораций»; тем
самым наметились серьезные изменения в стиле игры трагического актёра, а
сам спектакль стал первой пробой создания ballet d`action – балетного
представления, задуманного как целостное драматургическое действо.
Позже к трактовке балета как сплаву сюжета, музыки и
хореографии вернулся композитор Жан-Филипп Рамо. Его работы уже
осознанно сочетали хореографию и искусство спектакля – музыка
подчёркивала и акцентировала внимание на основных моментах сюжета, а
заодно служила раскрытию мастерства исполнителей.
К наиболее известным работам Рамо относится опера-балет
«Галантные Индии» (1735) – героическое представление из четырёх выходов,
каждый из которых имел свою драматургию и хореографическую обработку.
Действие происходило во Франции, Испании, Италии и Польше, показывая
борьбу Любви и Добра со Злом и Войной.
В виде лирической трагедии была поставлена опера «Кастор и Поллукс» (1737), а «Пигмалион» (1748) стал оперой-балетом.
В работах Рамо главные роли исполняли знаменитые балерины тех
лет: Мари-Анн де Кюпи де Камарго и Мари Салле. В «Пигмалионе» Мари Салле
играла роль Статуи, в которую влюбился Скульптор. Вместо широкою платья
и парика (обязательной одежды танцовщицы того времени) актриса
выступала с распущенными волосами, в тунике, увитой легчайшей тканью из
газа, что в то время вызвало настоящую сенсацию. «Пигмалион» был
балетом-пантомимой и стал прообразом дальнейших ballet d`action, которые
были созданы знаменитым Жаном-Жоржем Новерром.
К знаменитым танцорам принадлежал и Луи Дюпре, которого
называли великим не только из-за его гигантского роста – его виртуозная
техника исполнения покоряла самых утончённых любителей танца. Впрочем,
на этом всё и кончалось, поэтому не случайно Жан-Жорж Новерр сказал о
Дюпре, что «это прекрасная машина, не имеющая души».