Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
1 октября 1970 г. считается днем рождения Театра балета имени Леонида Якобсона.
Санкт-Петербургский Государственный академический театр балета
имени Леонида Якобсона (до недавнего времени «Хореогафические
миниатюры») – это уникальный творческий коллектив, органично сочетающий в
своей работе классику и современность, строгость и экспрессию,
традиционность и новизну. Главный признак всех спектаклей коллектива -
свободные пластика и сценические костюмы.
Труппа была основана в 1966 г. известным танцовщиком и
балетмейстером Петром Гусевым как первый театр балета, существующий
отдельно от оперной труппы. С 1969 по 1975 годы труппу возглавлял Леонид
Якобсон. 5 лет работы были годами необыкновенного творческого подъема
гениального балетмейстера. В эти годы им были поставлены десятки
оригинальных произведений - миниатюр и балетов. Его творчество явилось
новым шагом в развитии современного хореографического искусства.
Леонид Якобсон – яркий хореограф-импровизатор, постоянно ищущий
новые выразительные средства и формы. Обладая неистощимой творческой
фантазией и оригинальностью пластического мышления, он был выдающимся
мастером миниатюры. Продолжатель и последователь Михаила Фокина, Якобсон
всегда шел «против течения». В молодости он реформировал классический
танец, в зрелости стал инициатором возвращения в балетный театр
танцевальной пластики, расширив ее стилевые и жанровые возможности.
Балеты ровесника Якобсона Джорджа Баланчина гремели по всему
миру. А постановки советского хореографа, создававшего для родного
города, чиновники запрещали. Его называли космополитом балета. Тогда
отдавали предпочтение консервативному искусству.
Миниатюра – жанр весьма современный, мобильный, дающий широкие
возможности для эксперимента и поиска. Она может быть столь же
долговечна, как и большой балетный спектакль. Никто из советских
хореографов не работал так много и плодотворно в жанре хореографической
миниатюры, как Леонид Якобсон. Балетмейстер всегда любил развивать темы,
навеянные художниками и скульпторами, переводя их на язык хореографии.
Одна из постоянных творческих привязанностей Якобсона – великий
французский скульптор Огюст Роден, вдохновивший балетмейстера на
создание цикла миниатюр по его скульптурам. В поставленных им танцах
оживали образы музыки и живописи, покидали свой пьедестал изваяния
античности и скульптуры Родена, чтобы преобразить энергию
изобразительности в завершенную динамику выразительного танца и снова
возвратиться к исходной позе, застыть в изначальной статуарности.
Так труппа Якобсона получила имя «Хореографические миниатюры» - по названию спектакля, поставленного им в 1958 г.
Сюжетную основу для балетных номеров Якобсон мог черпать откуда
угодно: мифологические герои, персонажи классических и современных
литературных произведений, реальные исторические лица. Объединяя в
спектакле произведения самых разных жанров, он не имел себе равных.
В полнометражных балетах Леонида Якобсона сочетались героика и
лирика, сатира и юмор, отзывались героические легенды прошлого и
необузданная экспрессия наших дней. Наиболее известные из созданных им
балетов: «Шурале», «Спартак», «Клоп», «Ромео и Джульетта».
Сегодня театр, созданный Якобсоном, - Санкт-Петербургский
государственный академический Театр балета носит его имя, сохраняя
традиции своего основателя.
С 2001 главный балетмейстер и художественный руководитель театра - Юрий Петухов.