Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Мария Тальони в балете "Зефир и Флора" Шарля Луи Дидло
Балетные пуанты, ставшие основной профессиональной обувью артистов мирового балета, впервые были использованы хореографом Чарльзом Диделотом в его балете «Зефир и Флора». Произошло 7.7.1796 г. Танцоры могли стоять на пуантах благодаря специальным приспособлениям.
На рубеже XVIII и XIX веков культура Европы пала под натиском
романтизма. Богини, нимфы, духи, русалки и прочие призрачные персонажи
прочно обосновались в поэзии и живописи. Но как было воплотить эти
бестелесные существа на сцене? Хореографы решили постараться вызвать у
зрителя иллюзию, будто балерины "парят над землей", - и для этого
заставили танцовщиц встать на кончики пальцев. Такая манера танца
оказалась полезной и для исполнения пируэтов.
Первый раз танцоры балета поднялись на кончики пальцев в 1796
году в Лондоне во время спектакля «Зефир и Флора». В этом им помогала
проволочная система из тросиков и блоков, поддерживавшая их в танце.
Кстати, «Зефир и Флора» был также первым балетом, в котором танцор поднимал свою партнершу и в котором появилось «па-де-де» как «разговор двух танцоров».
Один из газетчиков, присутствовавших при этом событии, писал: «Это было
невиданное, но от этого не менее превосходное соло для балетных тапочек
с оркестром».
В 1790-х гг. под влиянием современной моды женский балетный
костюм стал значительно более легким и свободным, так что под ним
угадывались линии тела; одновременно отказались от обуви на каблуке,
заменив ее на легкую бескаблучную туфельку. Менее громоздким стал и
мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли
разглядеть фигуру танцовщика. Наиболее значительным новшеством стало
изобретение туфельки, позволявшей стоять на пуантах, что способствовало
развитию пальцевой техники женского танца, открыв новые технические
возможности. Первыми это попробовали сделать Женевьева Гослен
(1791–1818) и Амалия Бруньоли (в 1820-х гг.).
В 1832 году итальянец Филиппо Тальони поставил в парижской
опере балет "Сильфида", в котором отказался от приспособлений. У балерин
были только балетки с укрепленной подошвой. Легенда связывает появление
пуантов именно с Марией, хотя их использовали и раньше. Тальони
вкладывала в танец на пуантах другой образный смысл: партия выражалась в
полетности. С тех пор танец "на пуантах" стал неотъемлемым элементом
классического балета.
Французская манера танца отличалась легкостью и воздушностью,
итальянская по-прежнему развивала виртуозность танца: прыжки, вращения.
Предромантизм подготовил качественный сдвиг в искусстве балета, новую
балетную поэтику. К началу 1830-х на первый план вышли контрасты между
возвышенным и житейски низменным, что составит суть романтизма. На
первые роли выдвинулся женский танец.
"ФЛОРА И ЗЕФИР" ("Flore et Zephire"), "Зефир и Флора" ("Zephire et Flore"), одноактные балеты на сюжет античной мифологии.
1) "Флора и Зефир". Комп. Ч. Босси, балетмейстер Ш. Дидло.
7.7.1796, "Кингс тиэтр", Лондон, художник Липаротти; Флора - Р. Дидло
(Колинет), Зефир - Ш. Дидло. В 1830 в этом балете в Лондоне дебютировала
М. Тальони.
2) "Зефир и Флора". Композитор К. А. Кавос, балетмейстер Ш.
Дидло. 1804, Эрмитажный театр, Петербург; Зефир - Л. Дюпор, Флора - М.
И. Данилова, 1822, возобновлен, Большой театр, Петербург; Флора - А. И.
Истомина (позднее Л. Круазет, Е. И. Андреянова). 1817, Большой театр,
Москва, балетмейстер А. П. Глушковский (по Дидло), художник Чермак;
Зефир - Глушковский, Флора - Кротова, Венера - Т. Н. Глушковская. 1829,
возобновлен, там же, комп. К. А. Кавос и Н. Е. Кубишта, худ. И. Браун,
И. Н. Иванов; Зефир - Ж. Ришар, Флора - В. Гюллень-Сор.
3) "Зефир и Флора". Композитор В. Дукельский, сцен. Б. Кохно.
1925, Русский балет Дягилева, театр Монте-Карло, балетмейстер Л. Ф.
Мясин, художник Ж. Брак; Зефир - А. Долин, Флора - А. Никитина, Борей -
С. Лифарь.
"...и танцовщики и танцовщики танцевали чрезвычайно высоко на
полупальцах, что зафиксировано в последний раз в 1820 году Блазисом.
Блазис в это время в Париже и в курсе всех новинок, но пальцев еще не
знает, называя свои "три четверти пальцев" (по Чекетти) пуантами. На это
обратил внимание Левинсон, вопрос о моменте возникновения пуантов его
интересует, но дальше поставленного вопроса - когда же именно произошла
эта перемена? - он не идет <...> Мы решаемся ответить на вопрос,
который ставит Левинсон: пуанты появились в промежутке трех лет, от 1822
до 1825 год. В 1820 году они еще не известны, в 1826 году они
зафиксированы на первых изображениях Марии Тальони, она и встала на
пальцы первая.."
(Любовь Блок. "Классический танец История и современность").