Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Историко-бытовой и бальный танец. Автор: Толстых И.Н.
ВВЕДЕНИЕ Историко-бытовой и бальный танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца. «Историко-бытовой и бальный танец» является обязательной учебной дисциплиной в системе высшего хореографического образования, которой придается важное значение на кафедре социально-культурной деятельности в процессе подготовки будущего менеджера культуры (руководителя танцевального коллектива). Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление студентов с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно программе уделено внимание изучению танцевальной культуры ХIX века. XIX век – век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму. Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса, будут востребованы при изучении следующих дисциплин: «Композиция и постановка танца», «Культура танца», «Дуэтно-классический танец» и др. Данная программа по дисциплине «Историко-бытовой и бальный танец» построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования России. Учебная программа разработана на основе учебного плана по специальности 020600 «Культурология», специализации 020611 «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива). 1. Организационно-методические указания
1.1. Цель и задачи учебного курса «Историко-бытовой и бальный танец» на кафедре социально-культурной деятельности является составной частью обучения будущего менеджера культуры (руководителя танцевального коллектива). Главная цель курса состоит в овладении студентами основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения поклонов и реверансов, а также примерами композиции танцев XVI – XIX вв. Большое внимание в программе уделено развитию русского хореографического искусства и отмечена его роль в развитии мировой танцевальной культуры Основной задачей предмета является изучение танцевальной культуры XVI – XIX вв., ознакомление с наиболее типичными формами историко-бытового танца, его элементами и манерой исполнения. Неотъемлемой составной частью предмета является музыкальное сопровождение. На уроках историко-бытового танца студенты должны слушать музыку прошлых эпох, представленную ее лучшими образцами. Студенты учатся пользоваться историческим танцем как средством образной характеристики. Курс изучается в комплексе с другими дисциплинами специального курса: методикой преподавания классического, народно-сценического, спортивного танцев и др. изложение материала дополняется показом учебных видеофильмов, схем, чертежей и других современных технических средств обучения. 1.2. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса В результате изучения курса «Историко-бытовой и бальный танец» студенты должны знать: – основной понятийный терминологический аппарат по дисциплине, – историю развития и совершенствования историко-бытовых и бальных танцев, – отличительные особенности танца и быта эпохи традиционной культуры, – лучшие образцы сценической историко-бытовой хореографии. уметь: правильно и грамотно исполнять основные элементы историко-бытовых и бальных танцев, – составлять композиции из элементов характерных для данной эпохи, – ставить хореографические номера на материалах бытовых танцев XVI – XIX вв., – грамотно профессионально ориентироваться в огромном массиве накопленного музыкального материала, – проводить занятия по историко-бытовому и бальному танцу. 1.3. Объем и сроки изучения курса Курс «Историко-бытовой и бальный танец» общим объемом 102 часа: практика – 68 часов, самостоятельная работа – 34 часа. Изучается в течение 4-го семестра. 1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса. Настоящей программой предусматриваются следующие виды занятий: 1. Практические занятия – семинары, 2. Индивидуальные практические занятия, 3. Консультации, 4. Самостоятельная работа, 5. Просмотр видеофильмов по изучаемой эпохе и спектаклей в театрах г. Владивостока с последующим их анализом. Таким образом, программой предусмотрено с целью глубокого усвоения курса студентами помимо практических занятий выполнение индивидуальных самостоятельных заданий, направленных на формирование профессиональных навыков и умений, а также развитие творческих способностей у студентов. При изучении курса предусмотрена самостоятельная работа студентов по постановке и сочинению хореографических номеров на материалах историко-бытовых танцев XVI – XIX вв. 1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине Итоговая форма контроля – зачет. Промежуточные формы контроля: 1. Семинарские занятия – аудиторные часы. 2. Аттестации – аудиторные часы. 3. Собеседования – время консультаций по результатам самостоятельной работы над выполнением индивидуальных практических заданий. 4. Контрольные письменные задания с целью выявления уровня усвоения практического материала – аудиторные часы. 2. Содержание курса
2.1. Перечень тем практических занятий Тема 1. Бытовые танцы средних веков. Брайль. Фарандола. Ригодон. Бассдансы. Тема 2. Танцевальная культура XV – XVI вв. 1. Поклоны и реверансы XV – XVI вв. 2. Отличительные особенности мужского и женского поклонов. 3. Положение рук в танцах XV – XVI вв. Тема 3. Танцы xv – xvi веков. Крестьянский бранль. Бальный (салонный) бранль. Простой бранль, Вольта. Павана, куранта. Учебная композиция «Крестьянский бранль», Павана. Тема 4. Танцевальная культура XVII века. 1. Положение рук в танцах XVII века. 2. Положение рук дамы. 3. Положение рук кавалера. 4. Положение рук в паре. 5. Реверансы XVII века. 6. Учебная композиция «Поклон XVII века». Тема 5. Танцы XVII века. 1. Менуэт. 2. Романеска. Тема 6. Танцевальная культура XVIII века. 1. Реверансы и поклоны XVIII века. 2. Положение рук дамы. 3. Положение рук кавалера. Тема 7. Танцевальная культура XVIII века. 1. Гавот – учебная композиция. 2. Balance – менуэт. 3. Скорый менуэт. 4. Контрданс. Тема 8 . Танцевальная культура XIX века. 1. Положение рук в танцах XIX века. 2. Положение рук дамы. 3. Положение рук кавалера. 4. Положение рук в паре. Тема 9 . Поклоны XIX века. 1. Парадный реверанс дамы. 2. Короткий поклон дамы (Книксен). 3. Парадный Мужской поклон. 4. Приглашение на танец. Тема 10 . Танцы XIX века. 1. Полонез – учебная композиция. 2. Полька. 3. Вальс. 4. Галоп. Тема 11. Французские бальные танцы. 1. Французская кадриль. 2. Котильон. 3. Падеграс. 4. Вальс-миньон. Тема 12 . Бытовой танец в России. 1. Северный хоровод. 2. Прощальный танец. 3. Русский женский танец. 3. Методические указания по изучению курса
3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ С целью более эффективного освоения студентами данного курса в учебную программу введены следующие индивидуальные практические занятия: 1. Сочинение и постановка хореографического номера на материале бытовых танцев XVI – xix вв. Данная работа направлена на выявление у студентов умения практически сочетать теоретические знания и практические навыки. Форма отчетности – показательный концертный номер. 2. Проведение студентами открытого занятия, на котором студенты должны показать профессиональные знания и умения в проведении занятия по историко-бытовому и бальному танцу. Форма отчетности – открытое занятие. 3. Написание реферата об истории возникновения историко-бытового и бального танца по конкретной эпохе. 3.2. Обзор рекомендуемой литературы Основным источником для изучения дисциплины «Теория и методика преподавания историко-бытового танца» является учебное пособие Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1993. – 252 с. В нем наиболее полно изложены общие характеристики развития танцевальной культуры различных эпох. Рассматриваются отличительные особенности манеры исполнения танцев XV – XIX вв. Большое внимание уделяется поклонам и реверансам. Автор знакомит с костюмами этих эпох. Специальный раздел посвящен бытовому танцу России. Систематически обобщен опыт танцевальной культуры различных стран и выявлено влияние историко-бытового танца на хореографическое искусство в целом. Предложены схемы, учебные композиции и музыкальные иллюстрации для самостоятельной практической работы студентов. 3.3. Контрольные вопросы для самопроверки знаний 1. Историко-бытовой танец как часть мировой хореографической культуры. 2. Влияние историко-бытового танца на развитие классического и народно-сценического танца. 3. Общая характеристика танцевальной культуры эпохи Возрождения, ее периодизация, идейная основа. 4. Происхождение и характеристика западноевропейских историко-бытовых танцев. 5. Поклоны и реверансы, их характеристика. 6. Характеристика танцев Павана, Куранта, Алемана, Вольта, Гальярда. 7. Особенности костюма эпохи Возрождения. 8. Общая характеристика танцевальной культуры эпохи классицизма. 9. Хореографическая культура Франции в XVII веке. 10. Общая характеристика танцевальной культуры эпохи Просвещения. 11. Венская классическая школа музыки и ее роль в развитии историко-бытового танца XVIII века. 12. Деятельность франца хильфердинга. 13. Деятельность Ж.-Ж. Новерра и его теоретическое наследие. 14. Особенности Итальянского Просвещения, деятельность Гаспаро Анджиолини. 15. Значение церемониалов, реверансов, поклонов в танцевальной культуре XVIII века. 16. Характеристика Менуэта и Гавота. 17. Особенности женского и мужского костюмов в танцевальной культуре XVIII века. 18. Русская национальная танцевальная культура. 19. Особенности русского женского и мужского танцевания. 20. Характеристика бытовых танцев в России (Северный хоровод, Прощальный танец). 21. Русское хореографическое искусство России в середине – конце XVIII века. 22. Общая характеристика танцевальной культуры эпохи Романтизма. 23. Хореографическое искусство Французского Романтизма. 24. Деятельность Ф. Тальони и М. Тальони. 25. Хореографическое искусство Италии эпохи Романтизма. 26. Значение деятельности Карло Блазиса в становлении итальянской классической школы танцевания. 27. Историко-бытовые танцы XIX века их характеристика. 28. Полонез как излюбленный танец XIX века, его происхождение. 29. Контрдансы, их происхождение. 30. Кадриль – лансье. Галоп. Полька, Мазурка. 31. Вальс, его происхождение и феномен популярности. 32. Связь общей эстетики бальной хореографии с основными стилистическими влияниями данной эпохи. 4. Список литературы
4.1. Основная литература 1. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.: Просвещение, 1985. – 454 с. 2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – 2-е изд., доп. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. – 412 с. 3. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная литература, 2000. – 494 с. 4. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М.: Искусство, 1985. – 80 с. 5. Есаулов И. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. – Ижевск: Изд-ий дом «Удмурдский университет», 2000. –320 с. 4.2. Дополнительная литература 1. Захаров Р. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1983. – 250 с. 2. Бахрушин Ю. История русского балета. – М.: Просвещение, 1977. – 279 с. 3. Марченко Н. Приметы милой старины: Нравы и быт пушкинской эпохи. – М.: Изограф: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 366 с. 4. Музыка в театрализованном представлении: Программа для студентов-режиссеров факультета культуроведения / Сост. В.М. Лезон, Л.В. Зотова. – М.: изд-во МГУК, 1998. – 36 с. 5. Рославлева Н. Английский балет. Государственное музыкальное издательство. – М.: 1989. – 165 с. 6. Театр / Авт. текста М. Елькина, Э. Ялымова. – М.: ОЛМА-Пресс Гранд, 2002. – 223 с.