Матисс Анри 
Картины и биография
Анри Матисс (Henri Matisse)
(1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като
на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а
позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи
интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в
произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем
Салоне 1905. В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой
шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало
фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки,
начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией
и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией
«Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С.
Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые
литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с
тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по
Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он
формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за
счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных
стран. 
В 1908 С. И. Щукин заказывает
художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно
«Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный
впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и
греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные
фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание,
или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне
перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей
обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с
установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и
высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911,
Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и
обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает
эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913
художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в
Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И.
А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей
солнца.
После Первой мировой войны Матисс
преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для
балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он
увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»);
интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя
вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия),
которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного
зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из
розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное
решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов
Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»),
которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47,
воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной
Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или
литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное
и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой,
продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его
живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все
определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж.
Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и
декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо
с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с
изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам
мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные
черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы);
рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса,
которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его
исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал
разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать
сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40,
Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и
пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и
оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей,
бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих
разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко
ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных
художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие
контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат
главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних
форм.
Кроме того, Матисс испытал
сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в
Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили
его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала
развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество
Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и
законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и
пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом
долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось
гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в
самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по
преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в
композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье,
близ Ниццы.
|