Бакст Лев Самойлович  (настоящая фамилия - Розенберг
Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), русский художник и сценограф
Родился в Гродно в 1866
году в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, четыре был
вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической
подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно,
подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.
Впервые представил
свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную
фамилию бабушки по матери (Бакстер).
В начале 1890-х годов
выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С
середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся
вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов
создания «Мира искусства».
Именно графические
работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность. Бакст
внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному
рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся
драпировок, излюбленный художниками, близких «Миру искусства».
Художник продолжал
заниматься и станковой живописью, исполнив множество графических и живописных
портретов известных писателей и художников — Ф. Малявина (1899), В. Розанова
(1901), Андрея Белого (1905), З. Гиппиус (1906) и др.
По необходимости
содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал
учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 г. получил от
царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.
Период с 1893 по 1899
г. провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.
В 1898 году Бакст
выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной
С. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в
выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 года —
в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных
выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.
В годы первой русской
революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон»,
затем оформлял журналы «Золотое руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой
и декоративным искусством, оформляя интерьеры и выставки.
К концу 1900-х г.г. Бакст
ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел и вошел в историю
как выдающийся театральный художник. Дебютировал в театре он еще в 1902 г.
Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны
Павловой).
Бакст стал ведущим
художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал
декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада»
и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др.,
поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной
изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Все эти годы Бакст
проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной
труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в
Петербурге.
В 1914 г. Бакст был
избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.
Нараставшее
напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г.
художник был вынужден покинуть труппу.
Умер 27 декабря 1924
г. в Париже от отека легких.
Родился в Гродно в 1866
году в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, четыре был
вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической
подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно,
подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.
Впервые представил
свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную
фамилию бабушки по матери (Бакстер).
В начале 1890-х годов
выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С
середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся
вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов
создания «Мира искусства».
Именно графические
работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность. Бакст
внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному
рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся
драпировок, излюбленный художниками, близких «Миру искусства».
Художник продолжал
заниматься и станковой живописью, исполнив множество графических и живописных
портретов известных писателей и художников — Ф. Малявина (1899), В. Розанова
(1901), Андрея Белого (1905), З. Гиппиус (1906) и др.
По необходимости
содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал
учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 г. получил от
царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.
Период с 1893 по 1899
г. провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.
В 1898 году Бакст
выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной
С. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в
выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 года —
в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных
выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.
В годы первой русской
революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон»,
затем оформлял журналы «Золотое руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой
и декоративным искусством, оформляя интерьеры и выставки.
К концу 1900-х г.г. Бакст
ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел и вошел в историю
как выдающийся театральный художник. Дебютировал в театре он еще в 1902 г.
Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны
Павловой).
Бакст стал ведущим
художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал
декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада»
и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др.,
поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной
изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Все эти годы Бакст
проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной
труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в
Петербурге.
В 1914 г. Бакст был
избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.
Нараставшее
напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г.
художник был вынужден покинуть труппу.
Умер 27 декабря 1924
г. в Париже от отека легких.
|