Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна (3.06(22.05).1881, Ладышкино Тульской
губернии - 17.10.1962, Париж), российский живописец, график, театральный
художник, книжный иллюстратор.
Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х, один
из самых ярких сценографов ХХ в. Наталия Гончарова происходила из рода
пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта).
В 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества на отделение скульптуры к С.М. ВОЛНУХИНУ и П.П. ТРУБЕЦКОМУ,
однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс К.А. КОРОВИНА);
затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909. В начале
творческого пути художница, по собственным словам, "более всего училась у
современных французов"; выйдя замуж за выдающегося живописца М.Ф.
ЛАРИОНОВА, она полностью разделила его устремления и художественные
взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в
искусстве.
В 1907-1911 живопись Гончаровой формировалась под воздействием
стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на
традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного
лубка, чаще всего лубка церковного.
В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших
лучшими в ее творческой биографии (ансамбль "Евангелисты" из четырех
полотен, масло, Русский музей, серии "Сбор винограда" и "Жатва", каждая
из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с
христианской символикой, в полотнах "Жатвы" главенствующими были
апокалипсические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей
кары, возмездия ("Птица-Феникс", "Ангелы, мечущие камни на город", обе в
Третьяковской галерее). Неопримитивистские полотна Гончаровой
отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными
достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное
тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали
стремление художницы к большой монументальной форме – привязанность к
обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее
творчество.
С начала 1910-х Гончарова обратилась к более синтетичному
стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма ("Аэроплан над поездом",
масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан,
Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое
направление – изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в "лучистских"
полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями
цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на
основе переработки впечатлений от предметного мира ("Лучистское
построение", масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия,
"Лес", масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В
графике данного периода Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и
кубофутуризма – в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические
книги А.Е. КРУЧЕНЫХ и В. ХЛЕБНИКОВА ("Мирсконца", 1912; "Игра в аду",
1912; "Взорваль", 1913; "Пустынники", 1913).
Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей
Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым
стала одним из учредителей общества "Бубновый валет".
В 1911-1912 – член группы "Ослиный хвост", в 1913 входила в
группу "Мишень". Выставлялась на лондонских и парижских выставках,
мюнхенском "Синем всаднике" (1912).
В 1914 Гончарова по заказу С.П. ДЯГИЛЕВА создала эскизы
оформления оперно-балетной постановки "Золотой петушок" Н.А.
Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв
предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с
Ларионовым покинула Москву.
В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское
гражданство художница получила в 1939). Центр французского периода
Гончаровой – театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из
ведущих художников его антрепризы ("Испания" М. Равеля, 1916; "Ночь на
Лысой горе" М.П. Мусоргского, 1923, "Жар-птица" И.Ф. Стравинского, 1926 и
др.). Многие ее станковые вещи 1920-30-х были связаны с миром
театральной декорации или костюма.
В 1920-е и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и
работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е
писала многочисленные натюрморты и полотна "космического цикла".
Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой
началось с 1960-х – их выставки прошли во многих странах и городах
Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных
музейных собраниях мира.