5октября 184 года назад родился австрийский
композитор, органист и дирижёр
Антон Брукнер

(1824 – 1896)
Первые музыкальные навыки получил под руководством отца и органиста И.Б.
Вайса в Хёршинге. В 1837 г. был принят хористом в монастырь
Санкт-Флориан близ Линца, там же обучался игре на органе и скрипке. В
1841-45 гг., после прохождения курса на должность учителя в Линце,
работал помощником учителя в деревнях Виндхааг и Кроннсторф, где были
написаны первые музыкальные сочинения; в 1845-55 – школьный учитель в
Санкт-Флориане, с 1848 г. также органист монастыря. В 1855 г. стал
соборным органистом Линца. В 1856-61 гг. он проходит заочный курс у
крупнейшего австрийского музыкального теоретика С. Зехтера, в 1861-63
гг. занимается под руководством дирижера Линцкого оперного театра О.
Китцлера, под влиянием которого изучает оперы Вагнера. В 1865 г. на
премьере оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в Мюнхене состоялось личное
знакомство Вагнера и Брукнера. В 1864 г. закончено первое зрелое
сочинение Брукнера – Месса ре-минор (№1), в 1866 г. – первая симфония
(исполнена в 1868 г. в Линце под управлением автора). С 1868 г. Брукнер
живет в Вене, преподаватель гармонии, контрапункта и органа в
консерватории венского Общества друзей музыки; с 1875 г. – доцент
Венского университета, с 1878 г. – органист Придворной капеллы. В 1869
г. как органист гастролировал во Франции (Нанси, Париж), в 1871 г. – в
Великобритании (Лондон, был приглашен на открытие «Альберт-холла»). В
Вене Брукнер столкнулся с трудностями восприятия его музыки публикой и
музыкантами. После премьеры седьмой симфонии (1884, Лейпциг) к нему
пришла широкая известность. Брукнер был удостоен ордена Франца-Иосифа
(1886), звания почетного доктора философии Венского университета (1891).
Согласно своему завещанию, похоронен в Санкт-Флориане.
Основную часть наследия Брукнера составляет симфоническая и духовная
музыка. Брукнер опирался на традиционный тип 4-хчастной симфонии,
образцом ему служили симфонии Бетховена (прежде всего девятая симфония);
Но в симфониях Брукнера можно найти влияние барочной музыкальной
традиции (в тематизме и формообразовании); существенную роль в его
музыке играет полифония (наиболее характерна в этом отношении пятая
симфония). Глубокая и наивная религиозность Брукнера, позволявшая ему
посвятить свои лучшие сочинения – «Te Deum» и девятую симфонию –
«любимому Богу», проявляется в частом обращении к сфере «григорианского»
хорала. Брукнер глубоко почитал Вагнера и считал его величайшим из
современных композиторов (Вагнеру посвящена третья симфония, под
впечатлением от смерти Вагнера написана медленная часть седьмой
симфонии); его влияние отразилось на гармонии и оркестровке
брукнеровских произведений
Большие масштабы брукнеровских симфоний, тяготение к массивным, мощным
оркестровым краскам, протяженность и монументальность развертывания
позволяют говорить об эпических чертах его стиля.
. Входившие в его ближайшее окружение друзья и ученики вносили большие
изменения в брукнеровские партитуры (часто без его согласия),
предназначавшиеся для исполнения и печати. В результате этого в течение
многих лет музыка Брукнера представала перед публикой в измененном виде.
Подлинные партитуры произведений Брукнера были впервые опубликованы
только в 30-40-е гг. ХХ в., в рамках собрания сочинений композитора.
В 1928 г.в Вене было образовано Международное общество Брукнера. В Линце
регулярно проводится посвященный Брукнеру музыкальный фестиваль.
Сочинения:
- 11 симфоний, включая 2, не обозначенные номерами
- Духовная музыка (Реквием, Магнификат , 3 большие мессы, Te Deum, псалмы, мотеты и др.)
- Светские хоры
- Сочинения для органа; струнный квинтет и др.
(http://www.bruckner.ru/texts/bruckner.htm
(http://www.bruckner.ru/texts/bruckner.htm))
В мире симфонизма 19 столетия положение Брукнера оказывается
парадоксальным. С одной стороны, именно Брукнер занимает наиболее
прочное, несомненное, а в чём-то и высшее положение на симфоническом
«Олимпе». И не только в силу того факта, что он написал одиннадцать
симфоний и в инструментальных жанрах почти ничего кроме, но и в силу
особой яркости, особой интенсивности проявления определённого качества
музыкального мышления, получившего название «симфонизм». В самом деле,
если понимать симфонизм как мышление о мире и человеке, осуществляемое
изнутри музыкально-интонационного процесса, то у кого ещё названное
качество мы встретим в незамутнённо-чистом виде и во всеобъемлющей
полноте?
С другой стороны, характер музыкального мира Брукнера и методы мышления
ставят его в совершенно уникальное положение среди современников
(пожалуй, столь же уникален, но в силу совершенно иных предпосылок, был
Берлиоз). Мендельсон, Шуман, Брамс, Бородин, Чайковский, Дворжак, Франк,
Лист, Танеев — все они так или иначе «группируются» и образуют «зоны
пересечения». Брукнера же можно (и то лишь отчасти) сопоставить с
Вагнером, с которым, впрочем, в силу различия основных жанров
творчества, он «разошёлся» более, чем с кем-либо другим.
У Брукнера есть предшественники: Бетховен и Шуберт <…>Есть и
продолжатели — но лишь в том отношении, что они сами не могли бы
состояться без открытий Брукнера: здесь и антипод Малер, и «Брукнер 20
века» — Воан-Уильямс. Но среди современников Брукнер одинок, так как он
находился вне устоявшейся системы антиномий романтического образного
мира и вне господствовавшего принципа поэмного симфонизма.
(http://www.21israel-music.com/Bruckner.htm