АНТОН фон ВЕБЕРН

(Anton von Webern)
Положение в мире становится все более
ужасным, особенно в области искусства. А наша задача становится все более
огромной. А. Веберн
Австрийский композитор, дирижер и
педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы.
Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного
дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели,
начаткам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. В
1902- 06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете,
где проходит гармонию у Г. Греденера, контрапункту К. Навратила. За диссертацию
о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора
философии. Уже первые сочинения - песий и идиллия для оркестра "В летнем
ветре" (1901-04) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08
гг. Веберн занимается композицией у А. Шенберга. В статье "Учитель"
он ставит эпиграфом слова Шенберга: "Веру в единоспасительную технику
следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять". В период 1907-09
гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.
Закончив образование, Веберн
работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки
вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности,
банальности, расчету на успех у публики. Работая как симфонический и оперный
дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор. 5 для
струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для
квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - "музыку
сфер, идущую из самых глубин души", как отозвался позднее один из
критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13,
1914-18) и др. В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив
серийно-додекафонную технику. 
В 1922-34 гг. Веберн - дирижер
рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего
певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение
рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена,
Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шенберга, а также хоры Г.
Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в
результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в
феврале 1934 г.
Webern opus 5
Веберн-педагог обучал (главным
образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической
композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды-К. А. Хартмал,
X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович. Среди сочинений
Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты,
струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов,
кантата "Свет глаз", единственное помеченное номером опуса сочинение
для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет
только в додекафонной технике. 
Webern opus 5
В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал
в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему "Путь к новой
музыке". Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской
школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.
Приход Гитлера к власти и
"аншлюс" Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным,
трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него
почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как
"дегенеративной" и "культур-большевистской" веберновская
твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом
духовного сопротивления фашистской "Kulturpolitik". В последних
сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30
(1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и
духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы
колебания. Словами поэтессы X. ионе Веберн призывал "колокол сердец"
- любовь: "да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить
ее" (3 ч. Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал
ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства. Трагична и
смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки
Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск. 
Центр мировоззрения Веберна -
идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого
социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон
окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает
недвусмысленно антифашистскую позицию: "Какие огромные разрушения несет с
собой этот поход против культуры!" - восклицал он в одной из лекций 1933
г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в
искусстве.
Образный мир искусства Веберна
далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе
его художественной системы - картина гармонии мира, отсюда естественная
близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гете о развитии природных форм.
Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и
красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно
которому "прекрасное есть символ прекрасно-доброго". В эстетике
Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на
этические ценности (в них композитор включает и традиционные
религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства
художественной формы. Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно,
какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: "Рондо
(Дахштайн)", "снег и лед, кристально чистый воздух", вторая
побочная тема - "цветы высокогорья", далее - "дети на льду и на
снегу, свет, небо", в коде - "взгляд в высокогорье". Но вместе с
этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней
нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость,
подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся
стальных нитей. У Веберна нет могучих "разливов" и редки длительные
нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более -
показ будничных сторон действительности.
В своем музыкальном новаторстве
Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много
дальше и Берга, и Шенберга. Именно веберновские художественные достижения
оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. П.
Булез сказал даже, что Веберн - "единственное преддверие музыки
будущего". Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким
выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.
Ю. Холопов
|