Байер (Bayer) Йозеф
(06.03.1852, Вена,—12.03.1913, там же)
Австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Учился в Коммерческой академии, затем в Венской консерватории. Играл в придворном оркестре, с 1885 года дирижёр балетных спектаклей Венской придворной оперы. Сочинил 22 балета, многие из которых были поставлены И. Хасрайтером в Венской опере, в т. ч.: «Фея кукол» (1888, сохраняется в репертуаре театра), «Солнце и земля» (1889), «Танцевальная сказка» (1890), «Красное и чёрное» (1891), «Мир в картине и танце» (1892), «Любовь буршей» и «Вокруг Вены» (оба в 1894), «Маленький мир» (1904), «Фарфоровые безделушки» (1908), «Венский вальс» (1885, балетм. Л. Фраппар). Балет Байера «Роза любви» поставил Л. Манцотти (1898, Милан). Балет Йозефа Байера «Фея кукол». Одной из таких постановок был балет Йозефа Байера «Фея кукол». Пестрота музыки в сочетании с сюжетом, представляющим собой цепь номеров-танцев, едва скрепленных действием, превращала спектакль в дивертисмент, отнимая у него очарование волшебной сказки, в которой ожившие, пробудившиеся куклы испытывают чувства и страдания живых людей, где страсти игрушечного царства разрешаются поруганием зла и торжеством добродетели и справедливости. Работа Бакста заслужила множество одобрительных отзывов. «В день закрытия балетных спектаклей поставили в первый раз одноактный балет «Фея кукол», обошедший уже почти все заграничные сцены и представляющий по своему глупому и пошлому сюжету, а главное, по невероятно банальной музыке верх безвкусия и тривиальности. К счастью, эта постановка дала возможность Баксту создать удивительно тонкую иллюстрацию наших пятидесятых годов, и надо по справедливости сказать, что вероятным успехом своим этот балет будет всецело обязан талантливому труду художника, сумевшего своим трудом облагородить данную ему бездарную и пошлую тему. Обе декорации прелестны, особенно последняя, изображающая кукольное царство посредством остроумной комбинации детских игрушек. Но особенно хороши игрушки, в которых художник так тонко воспользовался модами «second empir’a»… Весь стиль изображаемой эпохи строго выдержан»,- писал журнал «Мир искусства». Роль оформления чрезвычайно велика – оно придает спектаклю целостность. Бакст «одевает» готовый спектакль, не затрагивая общих постановочных принципов и даже, пожалуй, еще не очень интересуясь ими. Ощущение цельности создается исторической точностью целого и деталей, а не колористически, как это будет характерно для Бакста впоследствии. Бакст конкретизирует место и время действия: Петербург, Гостиный двор, начало 50-х годов XIX века. Приметы времени изображаются любовно и достоверно: точны одежды персонажей, вывески, лавка, переполненная игрушками – бабами, мужиками, паяцами, зайцами с барабанами, оловянными солдатиками.
|