БАРБЕР, СЭМЮЭЛ
(Barber, Samuel) (1910–1981), американский композитор, родился 9 марта 1910 в
Уэст-Честере (шт. Пенсильвания). Умер Барбер в Нью-Йорке 23 января 1981. Начал учиться музыке в возрасте шести
лет и уже на первом году обучения обнаружил признаки композиторского
дарования. В тринадцать лет поступил в Музыкальный институт Кёртиса в
Филадельфии, где в течение девяти лет занимался игрой на фортепиано,
пением и композицией, а также брал уроки дирижирования у Ф.Райнера. Во
время Второй мировой войны Барбер служил в военно-воздушных силах США. В
апреле 1945 он был избран почетным членом Мемориального фонда
Дж.Гуггенхейма. В течение летних сезонов 1947 и 1948 являлся музыкальным
консультантом Американской академии в Риме. Среди сочинений, принесших Барберу мировую известность, можно упомянуть адажио для струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2, Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn Concerto), виолончельную и фортепианную сонаты (соната для фортепиано впервые исполнена Владимиром Горовицем). В опере Ванесса (Vanessa) раскрылся талант Барбера как музыкального драматурга. Первая
симфония была создана в Риме и исполнена там же под управлением
Б.Молинари (1936); в 1937 сочинение прозвучало на Зальцбургском
фестивале. Премьеру Второй симфонии провел в 1944 Сергей Кусевицкий с
Бостонским симфоническим оркестром; под его же управлением в 1948
состоялось первое исполнение Летней музыки (Knoxville, Summer of 1915) для квинтета духовых, а в 1946 – виолончельного концерта. Балет Медея (другое название Пещера сердца; Medea, Cave of the Heart),
заказанный Барберу Мартой Грэхем, до сих пор пользуется наибольшей
известностью среди его театральных композиций. Оркестровая сюита из
этого балета впервые прозвучала в 1947 в исполнении Филадельфийского
оркестра под управлением Ю.Орманди. В 1964 Барбер получил заказ на оперу Антоний и Клеопатра (Antony and Cleopatra)
по Шекспиру; в создании ее либретто композитор сотрудничал с режиссером
Ф.Дзеффирелли. Премьерой этого произведения было ознаменовано открытие
16 сентября 1966 нового здания нью-йоркской «Метрополитен-опера». В
течение своей жизни Барбер получил множество премий и наград, в том
числе дважды Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый раз премия
была присуждена ему за оперу Ванесса, которая одновременно получила и Премию критики; во второй – за фортепианный концерт № 1. Экспрессивная
природа музыкального дарования Барбера – в основном романтическая,
лирическая. Именно поэтому в период творческого становления его не
привлекла ни одна из «систем», возникших в музыке 20 в. – ни
неоклассицизм Стравинского, ни атонализм, ни додекафония Шёнберга.
Барбер предпочел им выразительные средства 19 в., и на этой основе рано
сумел выработать технически совершенный стиль, главными признаками
которого можно считать объективность и нейтральность. Пожалуй, только в одном сочинении Барбера – Кэприкорнском концерте
(1944) – заметно прямое влияние художественных течений современности, а
именно неоклассицизма Стравинского. Неоклассицизм оказал сдерживающее
воздействие на романтически насыщенный язык Барбера, и тенденция к
экономному обращению с выразительными средствами и кульминациями стала
характерной для всего зрелого творчества композитора.
СОЧИНЕНИЯ:
A Hand of Bridge, Op. 35, 1959
Adagio for Strings, Op. 11, 1938
Antony and Cleopatra, Op. 40, 1966
Ballade, Op. 46, 1972
Canzone for flute and piano, Op. 38, 1962
Canzonetta for oboe and strings, 1981
Cave of the Heart, 1947
Cello Sonata, Op. 6, 1932
Concerto for cello, Op. 22, 1946
Concerto for piano, Op. 38, 1962
Concerto for violin and orchestra, Op. 14, 1939-40
Die natali, Op. 37, 1981
Essay No. 1, Op. 12, 1938
Essay No. 2, Op. 17, 1942
Essay No. 3, Op. 47, 1978
Excursions, Op. 20, 1942-44
Medea, Op. 23, 1947
Medea's Meditation and Dance of Vengeance, 1956
Music for a Scene from Shelley, Op. 7, 1935
Nocturne (Homage to John Field), Op. 33, 1959
School for Scandal: Overture, Op. 5, 1933
Serenade for string quartet, Op. 1, 1930
Sonata in E flat, Op. 26, 1949
Souvenirs, Op. 28, 1955
String Quartet, Op. 11, 1936
Summer Music for Woodwind Quintet, Op. 31, 1956
Symphony No. 1, Op. 9, 1936
Symphony No. 2, Op. 19, 1942/49
The Serpent Heart, Op. 23, 1946
Vanessa, Op. 32, 1958/78
|