ВЕРДИ
(полное имя Джузеппе Фортунато Франческо) (Verdi) Джузеппе
(1813—1901) — итал. композитор.
Род. в семье крестьянина-трактирщика. Учился у деревенского церк. органиста в Ронколе (пров. Парма), у Ф. Провези в Буссето, у В. Лавиньи в Милане. В 1835—38 жил в Буссето, возглавлял муз. жизнь города (устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, сочинял музыку). Уже в эти годы определилось призвание В. как оперного композитора. В 1839 в Милане с успехом была пост, его первая опера — "Оберто, граф Сан-Бонифачо” (написана в 1837). Известность композитору принесла опера "Навуходоносор” ("Набукко”, 1841), в к-рой нашли выражение волновавшие итал. публику нац.-освободит, идеи, связанные с борьбой Италии за независимость. Оперы "Ломбардцы...” (1842), "Жанна д'Арк” (1845), "Аттила” (1846) и др. продолжили героико-патриотич. линию его творчества. Откликом на революц. события 1848 явилась опера "Битва при Леньяно” (её пост, в 1849 в Риме превратилась в нар. торжество). Уже в ранних соч. проявился интерес В. к сюжетам большого идейного содержания, насыщенным драматизмом, яркой контрастностью, сильными чувствами, к-рые он находил в произв. великих драматургов: оперы "Эрнани” (по драме В. Гюго, 1844), "Макбет” (по трагедии У. Шекспира, 1847), "Луиза Миллер” (по трагедии "Коварство и любовь” Шиллера, 1849) и др. Большой выразительности вок. декламации и орк. письма достиг В. в опере "Макбет”, ставшей шагом к созданию муз.-психология, драмы. Опера "Луиза Миллер” открыла новый этап творчества В.: обращение к образам не исключит, личностей, а обыкновенных людей с их чувствами и переживаниями. В знаменитой триаде 1850-х гг. — операх "Риголетто” (по драме "Король забавляется” Гюго, 1851), "Трубадур” (по драме А. Гарсии Гутьерреса, 1853), "Травиата” (по драме "Дама с камелиями” А.Дюма-сына, 1853) — раскрылись лучшие черты муз.-драматургич. дарования композитора: глубокое постижение внутр. мира героев; простота и выразительность муз. языка; песенность, идущая от итал. нар. музыки; стремление к напряжённой динамике развития; высокий гуманизм, направленный на обличение социальной несправедливости. В операх 50—60-х гг. В. вновь обращается, в связи с ростом нац.-освободит. движения, к историко-героич. сюжетам, связывая воедино личную драму героев с обществ.-политич. событиями: "Сицилийская вечерня” (1854, написана для Парижской оперы), "Симон Бокканегра” (1857), "Бал-маскарад” (1859), "Сила судьбы” (соч. 1861, по заказу петерб. Мариинского т-ра; в связи с пост, оперы В. дважды посетил Россию — 1861, 1862). Эти произв. отличают сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углублённым психологизмом, усиление орк. выразительности, повышение роли декламации в вок. партиях. К наиб, значит, созданиям В. принадлежат оперы "Дон Карлос” (по драме Шиллера, 1867, написана для Парижской оперы) и "Аида” (1870, по заказу егип. правительства в связи с открытием Суэцкого канала). Использованные в "Аиде” элементы жанра большой оперы — развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжеств, шествия, балеты — полностью подчинены раскрытию глубокого гуманистич. содержания. Близок лучшим поздним операм, в частности "Аиде”, Реквием (на смерть писателя-патриота А. Мандзони). Вершинные творения В. — муз. драма "Отелло” (1886) и комич. опера "Фальстаф” (1892). В "Отелло” В. достиг полного слияния музыки с драм, действием. Он отказался от т ради ц. арий, дуэтов (заменены монологами, диалогич. сценами, основанными на сквозном муз. развитии). Тот же принцип применён в "Фальстафе”. Тем самым В. реформировал комич. оперу на основе достижений реалистич. муз. драмы 19 в. Творчество В. — высшая точка развития итал. оперы 19 в. и одна из вершин оперного реализма в мировом муз. иск-ве. Продолжая традиции своих предшественников и современников (Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини), осваивая опыт разл. совр. оперных школ (Ш. Гуно, Р. Вагнер) и опираясь на песенные истоки итал. нар. музыки, В. создал свой муз. стиль, для к-рого характерны яркая театральность, острота и выпуклость в обрисовке действующих лиц и ситуаций, непрерывность сценич. развития, гибкость вок. декламации, мастерство ансамбля, усиление драматургии, роли оркестра. Демократичность, глубокая человечность творчества В. принесли ему большую популярность. Его оперы исполняются во всех оперных т-рах мира. Оперы (26), в т. ч. Оберто, граф Сан-Бонифачо (1839, Милан), Навуходоносор (Набукко, 1842, там же), Ломбардцы в первом крестовом походе (1843, там же; 2-я ред. под назв. Иерусалим, 1847, Париж), Эрнани (1844, Венеция), Аттила (1846, там же), Макбет (1847, Флоренция; 2-я ред. 1865, Париж), Разбойники (1847, Лондон), Корсар (1848, Триест), Луиза Миллер (1849, Неаполь), Риголетто (1851, Венеция), Трубадур (1853, Рим), Травиата (1853, Венеция), Сицилийская вечерня (1855, Париж), Симон Бокканегра (1857, Венеция; 2-я ред. 1881, Милан), Бал-маскарад (1859, Рим), Сила судьбы (1862, Петербург; 2-я ред. 1869, Милан), Дон Карлос (1867, Париж; 2-я ред. 1884, Милан), Аида (1871, Каир), Отелло (1887, Милан), Фальстаф (1893, там же); для голосов с орк. — Реквием (1874); Четыре духовные пьесы для хора с орк. (1898); для хора и фп.— Звучи, труба (революц, гимн, 1848), Гимн наций (1862); кам.-инстр. ансамбли; романсы и др. Избр. письма. Сост., пер., вступ. статья и прим. А. Д. Бушен, М., 1959. • Асафьев Б., Верди, в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Серов А., Верди и его новая опера ["Сила судьбы”], в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957; Соллертинский И., Дж. Верди, в его кн.: Историч. этюды, Л., 1963; Орджоникидзе Г., Оперы Верди на сюжеты Шекспира, М., 1967; Тароцци Дж., Верди, пер. с итал., М., 1984; Соловцова Л. А., Дж, Верди, М., 1986; Галь Г., Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера, три мира, пер. с нем., М., 1986; Веllaiguе С. F., Verdi. Biographie critique, Mil., 1956; Gatti C., Verdi. La vita, le opere i tempi, v. 1 — 2, Mil., 1953; Hussey D., Verdi, N. Y., 1962; Hopkinson C., A bibliography of the works of G. Verdi, v. 1 —2, N. Y., 1973—78; Mi1a M., L'arte di Verdi, Torino, 1980.
|