Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
(6 апреля 1929, Томск - 24 ноября 1996, Париж) - русский композитор,
музыковед, общественный деятель.
Родился в Томске 6 апреля 1929 в семье
инженера и первоначально получил образование на физико-математическом
факультете Томского университета, одновременно занимаясь в городском
музыкальном училище. В 1950 послал несколько своих сочинений Д. Д.
Шостаковичу и, получив ободряющий ответ, поступил в 1951 в Московскую
консерваторию, в класс композиции В. Я. Шебалина. После окончания
консерватории и аспирантуры работал там же, преимущественно на кафедре
инструментовки (одно время вел класс анализа и впоследствии –
композиции). В последние годы жил и работал во Франции, не порывая,
однако, связей с Россией. Денисов заявил
о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный лидер движения
(А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, в республиках – А.Пярт,
В.Сильвестров и др.), стремившегося воспринять достижения западной
современной музыки. Ключевое произведение этого периода – кантата
"Солнце инков" на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль (1964),
написанная в свободно трактованной 12-тоновой технике, а также кантата
"Плачи" на русские народные тексты (1966). Денисов оставался до конца
дней ведущей фигурой направления, имел много учеников и последователей
(в том числе среди выпускников Московской консерватории). Начиная с
1960-х годов он установил прочные связи с представителями «авангарда» в
других странах, способствуя тем самым как знакомству Запада с
деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и распространению в стране
знаний о тенденциях западной музыки; с этого же времени сочинения
Денисова часто исполнялись за рубежом и публиковались в западных
издательствах. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Денисов выступил
пропагандистом русского музыкального авангарда 1920-х годов
(Н.А.Рославец, В.М.Дешевов, Л.А.Половинкин, А.В.Мосолов и другие); в
1989 создал в Москве Ассоциацию современной музыки (преемницу
одноименной международной организации, имевшей в 1920-х – начале 1930-х
годов свои отделения в Москве и Ленинграде). Жанровый
диапазон творчества Денисова достаточно широк: его центральным
сочинением считается опера "Пена дней" по Борису Виану (1981), а также
ряд сочинений для оркестра и в особенности для солирующих инструментов с
оркестром (концерты для виолончели, фортепиано флейты, скрипки, флейты и
гобоя с оркестром, созданные в основном по заказам известных
исполнителей). В 1980–1990-е годы Денисова привлекали крупные
вокально-инструментальные формы (например, Реквием для солистов, хора и
оркестра, в котором разноязычные стихи Франциско Танцера соединяются с
традиционными латинскими текстами, 1980; сочинение в жанре пассионов
"История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа", 1992). В 1990-е
годы Денисов осуществил завершение и оркестровку ранней оперы К.Дебюсси
"Родриго и Химена" (1993), а также реконструкцию духовной оперы-оратории
Ф.Шуберта "Воскрешение Лазаря" (1994). В
отличие от большинства советских «авангардистов», Денисов творчески был
с самого начала сориентирован не на немецкую (Шёнберг, Веберн и их
последователи), а на французскую культуру, наиболее крупным авторитетом
среди современников для него являлся П.Булез; инструментальное и
оркестровое письмо, вообще сонорный облик музыки Денисова, культура
звука обнаруживают преемственность с традицией французского
импрессионизма. Для его зрелой техники характерно свободное совмещение
техник сериализма, алеаторики, сонористики и т.д. Ключевой категорией
своей эстетики сам композитор считал понятие «пластики». В
1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова его
музыка подверглась жёсткой критике, и Денисов попал в так называемую
«хренниковскую семерку» — «черный список» 7 отечественных композиторов. В
1994 году Эдисон Денисов попал в тяжелейшую автокатастрофу и был
вывезен для лечения во Францию (где его творчество было давно известно и
востребованно). Там он прожил последние 2 года жизни, периодически
посещая Россию. Он стал почётным гражданином Парижа, первым из
музыкантов был удостоен высшей государственной награды Франции - ордена
Почётного легиона. Умер в Париже 24 ноября 1996.
Солнце инков
для сопрано и ансамбля (флейта, гобой, кларнет, труба, валторна,
скрипка, виолончель, два фортепиано, ударные) на стихи Габриэлы Мистраль
(в 6-ти частях). Посв. Пьеру Булезу. Запись с премьеры 30 ноября 1964,
Ленинград. Итальянские песни для сопрано, скрипки, флейты, валторны и клавесина на стихи Александра Блока (в 4-х частях), 1964. Записано 18 мая 1970.
Les Pleurs
(Плачи) для сопрано, фортепиано и ударных на русские народные тексты (в
6-ти частях), 1966. Записано 9 декабря 1969 года и 15 января 1970.