Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Франческа КАЧЧИНИ (CACCINI), по прозвищу ЧЕККИНА (LA CECCHINA)
(18.09.1587, Флоренция — после июня 1641), итальянская певица и
композитор, дочь Дж. КАЧЧИНИ, исполнительница на лютне, гитаре,
композитор. Автор оперы-балета и первого произведения для оперной сцены, написанного женщиной ("Освобождение Руджеро с острова Альчины", 1625).
Франческа Каччини - крупнейший музыкант эпохи барокко и
наиболее значительная фигура среди женщин-композиторов после Хильдегарды
Бингенской вплоть до Франчески Лебрен и европейского романтизма XIX в.
Франческа Каччини родилась во Флоренции и была первой дочерью
уже известного композитора и певца Джулио Каччини. Она получила хорошее
гуманитарное образование (латинский и греческий языки, литература,
математика), а также, от своего отца, начальное музыкальное образование.
Выступать начала с раннего возраста, её первое публичное
выступление было в возрасте 13 лет (1600), она пела в опере своего отца
"Эвридика", которую он подготовил к свадьбе Французского короля Генриха
IV и Марии Медичи.
В 1604, когда вся семья Каччини посетила Францию, своим
исполнительским мастерством на арфе, клавесине, лютне, теорбе, гитаре и,
конечно, пением, она произвела большое впечатление на Генриха IV, он
назвал её "лучшим певцом всей Франции" и попросил остаться на службе при
его дворе. Однако, Флорентийские власти запретили ей оставаться и она
вернулась в Италию.
На родине ее пение высоко оценил Монтеверди.
В 1607 состоялась премьера её собственного первого
музыкально-сценического произведения "La stiava" в жанре барриера -
турнирное представление с музыкальными диалогами и танцами. Успех
представления привёл её к положению придворного музыканта Медичи. В этом
же году она вышла замуж за Джованни Баттиста Синьорини, который так же
был придворным музыкантом. Единственный их ребёнок, дочь Маргарита
родилась почти пятнадцать лет спустя в 1622. В 1626 муж умер.
Франческа служила при дворе Медичи в качестве композитора,
певца, музыкального педагога и одно время она была самым оплачиваемым
музыкантом. Современник и её коллега Кристофор Бронзини отмечает, что
она была трудолюбивой, общительной женщиной, по его словам "она не была
щедро наделена природой", но это компенсировалось талантом, обаянием,
веселостью и грациозными манерами. А также "девушка острейшего
интеллекта" была обучена латинскому, греческому языку, риторике,
грамматике, была способна импровизировать песни и стихи на французском,
испанском, немецком и нескольких диалектах итальянского языка. Постоянно
стремилась узнавать новое, особенно была заинтересована в арифметике,
геометрии, астрологии, в оккультных науках и философии.
Зимой 1625 Каччини представила 75-минутную "комедию-балет" под
названием "Освобождение Руджеро", по поэме Ариосто «Неистовый Роланд»,
которая была создана к визиту во Флоренцию будущего польского короля
Владислава IV. Это была первая опера, написанная композитором-женщиной.
Сочетание в этой опере остроумной иронии и сатиры с моментами
удивительной эмоциональной напряженности показывает, что Каччини в
полной мере освоила весь спектр музыкально-театральных возможностей
своего времени. Опера так понравилась Владиславу, что он повторил эту
постановку в Варшаве в 1628. Недавно она была возрождена и в 1980-1990-х
годах поставлена в Кёльне, Ферраре, Стокгольме, Миннеаполисе, Варшаве и
др.
После кончины первого мужа в 1626, Франческа выходит в 1627
замуж за дворянина Томмазо Раффаэлли, у них родился сын. Она оставляет
службу при дворе Медичи и переезжает в дом мужа в городе Лукка. Как жена
дворянина, она прекратила публичные выступления, но после того, как
овдовела во второй раз в 1630, она попросилась обратно на службу к
Медичи, однако из-за своей болезни сразу не смогла приступить к
обязанностям. В 1634 Каччини вернулась во Флоренцию вместе со своими
двумя детьми и стала придворным учителем музыки, в том числе, для
принцессы Медичи и своей дочери Маргариты, но сама больше не выступала.
Последнее упоминание о службе Франчески Каччини датируется 8 мая 1641 и
более о её судьбе ничего неизвестно. По некоторым сведениям, она умерла в
феврале 1645.