Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Француженка - педагог композиции, дирижёр, органист, композитор и
музыкальный критик родилась 121 год назад. 21 августа была годовщина со
дня рождения её младшей сестры Лили, о которой в нашей теме см.
сообщение 549 - http://www.forumklassika.ru/showthread.php?p=665087
Из сообщения о Наде Буланже в Музыкальном словаре Гроува.
Училась в Парижской консерватории у Форе, Видора (композиция), Вьерна и Гильмана (орган) и др.
Из композиторов-современников Буланже выше всех ценила Стравинского, чья
музыка наряду с творчеством Форе явилась ...эталоном, на который она
ориентировалась в своей педагогической работе.
Вела классы композиции
- в парижской Эколь-нормаль (между прочим, преподавала и историю музыки),
- Парижской консерватории
- и (с 1921) в Американской консерватории Фонтенбло (под Парижем);
в 1940—46 работала в США.
Igor Stravinsky&NadiaBoulanger 1937
Среди ее учеников: Б. Роджерс, Д. Мур, Пистон, Томсон, Шелиговский, Р.
Харрис, Беркли, Финни, Суонсон, Шаловский, Картер, Сигмейстер, И.
Маркевич, Франсе, В. Рудзиньский, Кубик, Списак, Бацевич, Дайамонд,
Папино-Кутюр, М. Блицстайн, Зетер, Маседа, Сантору, Шейпиро, Хуса,
Имбри, Сероцкий, Констан, Дж. Ламберт, Меркюр, Д. Эрб, Лучук, Масгрейв,
Твардовский, Киляр, Нёргор, Моу,Краузе и многие др. музыканты, ...в
большинстве своем тяготеющие к неоклассицизму.
Собственное композиторское творчество Буланже представлено немногими произведениями, созданными преимущественно в 1900-х.
Как дирижёр Буланже пропагандировала творчество Монтеверди, музыку
Возрождения и барокко, исполняла произведения современных композиторов
(под ее управлением в 1938 прошла премьера концерта Стравинского
«Дамбартон Оукс»), а из традиционного концертного репертуара — прежде
всего Реквием Форе.
Буланже воспитала десятки потрясающих композиторов со всего мира, разных течений - авангардных, классических.
У неё учились так же:
Джордж Гершвин,
Аарон Копланд,
Даниэль Баренбойм,
Леонард Бернстайн,
Филип Гласс,
Уолтер Пистон,
Пол Боулз,
Жак Ибер,
Дину Липатти,
Мишель Легран,
Джанкарло Менотти,
Дариюс Мийо,
Владимир Косма,
Астор Пьяццола (полтора года) и др...
Если кого и можно назвать МАСТЕРОМ музыкальной педагогики с большой буквы, то именно Надю Буланже.
Список американских студентов Н.Буланже - http://www.nadiaboulanger.org/nb/amstudents.html
Она была человеком колоссальной интуиции и тонко чувствовала
перспективные направления в творчестве своих учеников. Так, услышав игру
Астора Пьяццолы на бандонеоне, сказала
(http://www.ap.altairegion.ru/083-08/15.html
(http://www.ap.altairegion.ru/083-08/15.html)):
Уходи от меня! Я не могу тебе ничего дать! Учись народной музыке... Это твоё!
Кстати, из российских музыкантов Буланже высоко оценила талант В. И. Мартынова.
А Филип Гласс о своей учительнице
(http://www.agharta.net/Encyclopedy/glass_philip.html
(http://www.agharta.net/Encyclopedy/glass_philip.html)):
Надя Буланже считала, что нас, американцев, вообще неправильно учат. И в
27 лет я вынужден был переучиваться заново, занимаясь по восемь часов в
день вместе с другими ее учениками. А я был старше их лет на
десять-пятнадцать.
Мишель Легран отзывался о Буланже, к тому времени (концу 1940-х гг.)
солидной даме, как о "величественной, бдительной, с холодным рассудком,
известной своей дисциплинированностью и либеральными взглядами на
композицию".
Многие ученики называли себя "Буланжистами". Из
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=731&crubric_id=100419&rubric_id=201&pub_id=872078
(http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=731&crubric_id=100419&rubric_id=201&pub_id=872078)
Они восхищались ее энциклопедическими знаниями, редким педагогическим мастерством.
Надя Буланже увлекалась музыкой Стравинского и Прокофьева, познакомила
американцев с новейшими сочинениями молодых французских композиторов
группы "Шести", а также с лучшими сочинениями композиторов нововенской
школы.
Ее признавали подлинной звездой симфонических оркестров и называли "крестной матерью новой американской музыки".
Надя Буланже стала первой женщиной, дирижировавшей симфоническим оркестром".