Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
РАМО (Rameau) Жан Филип (крещён 25.9.1683, Дижон, - 12.9.1764, Париж), французский композитор.
Работал в качестве органиста в различных городах Франции, с 1722 жил в Париже (с 1745 придворный композитор).
Продолжая традиции Люлли, Рамо писал оперы-балеты и
комедии-балеты, в которых стремился к синтезу музыки и драмы (на его
опыт в этой области отчасти опирался Глюк в своих реформаторских
поисках).
Хореографические сцены в произведениях Рамо стали занимать большее место, чем у Люлли.
Многие произведения Рамо созданы в сотрудничестве с
балетмейстером Каюзаком. Среди них: оперы-балеты - "Галантная Индия"
(1735), "Празднества Гебы, или Лирические таланты" (1739), "Празднества
Полимнии" (1745), "Храм Славы" (1745), "Празднества Гименея и Амура, или
Египетские боги" (1747), "Сюрпризы Амура" (1748) и др.; комедия-балет -
"Принцесса Наваррская" ("Празднества Рамира"; 1745); лирические комедии
- "Платея" (1745), "Палладины" (1760); героические пасторали - "Заис"
(1748), "Наис" (1749); балетные акты для опер Рамо и других композиторов
- "Пигмалион" (1748), "Гирлянда, или Волшебные цветы" (1751),
"Сибариты" (1753), "Рождение Озириса, или Празднество Памилии"
(аллегорический балет, 1754), "Анакреон" (1754), "Зефир" (ок. 1754), а
также "Нелея и Мир-тис" и "Ио" (не поставлены).
Инструментальная (в частности, балетная) музыка Рамо соединяла в
себе героическое начало (идущее от Люлли) с изяществом выражения; в
некоторых произведениях ей часто присущ изобразительный,
картинно-живописный характер.
Танцы Рамо, сохраняя "галантный" стиль, более темпераментны,
динамичны, ритмически остры, чем у его предшественников, гармонический
язык свеж и нов, инструментовка отличается блеском и богатством
тембровых находок.
Поэтому Рамо чаще, чем другие французские композиторы 17 - 1-й
пол. 18 вв., привлекает внимание современных хореографов, например:
"Кастор и Поллукс" (опера-балет, 1919, парижская Опера, балетмейстер Н.
Гуэрра), "Придворный балет" (на музыку различных дивертисментов Рамо, в
обработке Рамо Дезормьера, 1948, балетмейстер С. Лифарь, "Малый
Трианон", Версаль), "Павильон Любви" (1948, Штутгарт, балетмейстер Б.
Возин), "Галантная Индия" (опера-балет, 1952, парижская Опера,
балетмейстер А. Авелин, Х. Ландер, Лифарь). "Ипполит и Арисия"
(опера-балет, 1964, П. Лакот). Музыка из цикла "Пять концертов"
использована в балете "Эти чарующие звуки..." (1978, Большой театр,
балетм. В. В. Васильев).