Пятница, 11.07.2025, 13:13 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Композиторы

Шёнберг, Арнольд
 
Шёнберг Арнольд

Содержание

1 Биография
2 Интересные факты
3 Произведения
4 Библиография
5 Ссылки

Биография
Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина, уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил, родом из Братиславы, был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у Александра фон Цемлинского, своего первого шурина. Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899).
Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902—1903), кантате «Песни Гурре» (1900—1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).
Летом 1908 жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля. Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герштль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest wider eine Silberweide») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — «Второй струнный квартет», ор.10 (1907—1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).
Летом 1910 Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о Гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба».
В начале 20-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920—1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.
До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств.
В 1933 (приход к власти нацистов) Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору.
Могила Шёнберга на Центральном кладбище Вены

В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.
В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии. [править] Интересные факты

Арнольд Шёнберг страдал трискаидекафобией. Именно поэтому последняя его опера носит название «Моисей и Арон» («Moses und Aron») вместо корректного «Моисей и Аарон» («Moses und Aаron»): число букв во втором названии равно тринадцати. Он родился (и, как выдалось, умер) 13-го числа, что он всю жизнь считал дурным предзнаменованием. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13. Композитор боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13. Многим известна легенда, согласно которой Шёнберг ужасно боялся своего 76-летия пятницы 13-го, которая приходилась на 13 июля 1951 г. По слухам, тогда он весь день пролежал в постели, готовясь к предполагаемой смерти. Жена пыталась уговорить мужа встать и «прекратить эти глупости», и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово «гармония» и умер. Арнольд Шёнберг покинул этот мир в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.
 
Произведения
2 Gesänge (2 Песни) для баритона и фортепиано, op. 1 (1897—1898)
4 Lieder (4 Песни) для голоса и фортепиано, op. 2 (1899)
6 Lieder (6 Песен) для голоса и фортепиано, op. 3 (1899/1903)
«Verklärte Nacht» («Просветлённая ночь»), op. 4 (1899)
«Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра (1900, оркестровка 1911)
«Pelleas und Melisande», («Пеллеас и Мелисанда») op. 5 (1902/03)
8 Lieder (8 Песен) для сопрано и фортепиано, op. 6 (1903/05) Первый струнный квартет, D minor, op. 7 (1904/05)
6 Lieder (6 Песен) with orchestra, op. 8 (1903/05) Kammersymphonie no. 1 (Первая камерная симфония), op. 9 (1906)
Второй струнный квартет, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/08)
3 Stücke (3 Пьесы) для фортепиано, op. 11 (1909) 2 Balladen (2 Баллады) для голоса и фортепиано, op. 12 (1906)
«Friede auf Erden» («Мир на земле»), op. 13 (1907) 2 Lieder (2 Песни) для голоса и фортепиано, op. 14 (1907/08)
15 Gedichte aus Das Buch der hängenden Gärten (15 стихотворений из «Книги висячих садов» Штефана Георге), op. 15 (1908/09)
Fünf Orchesterstücke (5 пьес для оркестра), op. 16 (1909)
«Erwartung» («Ожидание») Монодрама для сопрано и оркестра, op. 17 (1909)
«Die Glückliche Hand» («Счастливая рука») Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910/13)
Три маленькие пьесы для камерного оркестра (1910)
Sechs Kleine Klavierstücke (6 Маленьких пьес) для фортепиано, op. 19 (1911)
«Herzgewächse» («Побеги сердца») для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911)
«Pierrot lunaire», («Лунный Пьеро») 21 мелодрама для голоса и ансамбля на стихи Альбера Жиро, op. 21 (1912) 4 Lieder (4 Песни) для голоса и оркестра, op. 22 (1913/16)
5 Stücke (5 Пьес) для фортепиано, op. 23 (1920/23)
Serenade (Серенада) для ансамбля и баритона, op. 24 (1920/23) Suite (Сюита) для фортепиано, op. 25 (1921/23)
Духовой квинтет, op. 26 (1924) 4 Stücke (4 Пьесы) для смешанного хора, op. 27 (1925)
3 Satiren (3 Сатиры) для смешанного хора, op. 28 (1925/26)
Suite, op. 29 (1925) Третий струнный квартет, op. 30 (1927) Variations for Orchestra, op. 31 (1926/28) «Von heute auf morgen» («С сегодня на завтра») одноактная опера для 5 голосов и оркестра, op. 32 (1929) 2 Stücke (2 Пьесы) для фортепиано, op. 33a (1928) & 33b (1931) Begleitmusik zu einer Lichtspielszene (Музыка к киносцене) для оркестра, op. 34 (1930)
6 Stücke (6 пьес) для мужского хора, op. 35 (1930)
Скрипичный концерт, op. 36 (1934/36) Четвёртый струнный квартет, op. 37 (1936) Kammersymphonie no. 2 (Вторая камерная симфония), op. 38 (1906/39)
«Kol nidre» («Все обеты») для хора и оркестра, op. 39 (1938)
Вариации на «Речитатив» для органа, op. 40 (1941)
Ode to Napoleon Buonaparte (Ода Наполеону) для голоса и фортептанного квинтетat, op. 41 (1942)
Фортепианный концерт, op. 42 (1942) Theme and variations для духового оркестра, op. 43a (1943)
Theme and variations для симфонического оркестра, op. 43b (1943)
Prelude to «Genesis» для хора и оркестра, op. 44 (1945)
Струнное трио, op. 45 (1946)
A Survivor from Warsaw, («Уцелевший из Варшавы»), op. 46 (1947) Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949)
3 Songs (3 Песни) для низкого голоса и фортепиано op. 48 (1933—1943)
3 Folksongs (3 хора — немецкие народные песни), op. 49 (1948)
«Dreimal tausend Jahre» («Трижды тысяча лет») для смешанного хора, op. 50a (1949)
Psalm 130 «De profundis» («Из глубины») для смешанного хора, op. 50b (1949—1950)
«Modern psalm» («Современный псалом») для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, незакончен)
«Moses und Aron» («Моисей и Аарон») Опера в трёх действиях (1930—1950,незакончена) Музыка к мультфильму Триумф 
 
Библиография
Соллертинский И. И. Арнольд Шёнберг. Л., 1934
Шёнберг А. Стиль и мысль.
Статьи и материалы Сост., пер., коммент. Н. О. Власовой и О. В. Лосевой. М., 2006. ISBN 5-85285-838-2
Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга. М., 2007. ISBN 978-5-382-00367-2
Auner, Joseph. A Schoenberg Reader. Yale University Press. 1993. ISBN 0-300-09540-6.
Brand, Julianne; Hailey, Christopher; and Harris, Donald, editors. The Berg-Schoenberg Correspondence: Selected Letters. New York, London: W. W. Norton and Company. 1987. ISBN 0-393-01919-5.
Schoenberg, Arnold. Structural Functions of Harmony. (Перевод Леонарда Штайна) New York, London: W. W. Norton and Company. 1954, 1969 (revised). ISBN 0-393-00478-3.
Schoenberg, Arnold (translated by Roy E. Carter). Harmonielehre (translated title Theory of Harmony). Berkeley, Los Angeles: University of California Press. Originally published 1911. Translation based on Third Ed. of 1922, published 1978. ISBN 0-520-04945-4. Schoenberg, Arnold (edited by Leonard Stein). Style and Idea. London : London, Faber & Faber [1975]. ISBN 0-520-05294-3. Some translations by Leo Black; this is an expanded edition of the 1950 Philosophical Library (New York) publication edited by Dika Newlin. The volume carries the note Several of the essays…were originally written in German [and translated by Dika Newlin] in both editions.
Schoenberg, Arnold (edited by Gerald Strang and Leonard Stein). Fundamentals of Musical Composition. Belmont Music Publishers
Schoenberg, Arnold. Die Grundlagen der musikalischen Komposition. Universal Edition Schoenberg, Arnold. Preliminary Exercises in Counterpoint. Los Angeles: Belmont Music Publishers 2003 Shawn, Allen.
Arnold Schoenberg’s Journey. New York: Farrar Straus and Giroux. 2002. ISBN 0-374-10590-1. The Origin of Music — Bob Fink. Reviews; ISBN 0-912424-06-0. One or more chapters deal with modern music, atonality and Schoenberg. Weiss, Adolph (March-April 1932). «The Lyceum of Schonberg», Modern Music 9/3, 99-107
 
 
Ссылки
Arnold Schoenberg Center in Vienna
List of Links (compiled by Schoenberg’s grandson Randol)
Complete Schoenberg Discography & List of Works
IMSLP — International Music Score Library Project’s Schoenberg page.
Schoenberg’s Paintings and Drawings
A Century of New Music in Vienna, with many photos, maps, and links to audio files
Biographical Timeline at the Arnold Schoenberg Center
Recording Phantasy, Op. 47 — Helen Kim, violin; Adam Bowles, piano Luna Nova New Music Ensemble
Recording Chamber Symphony, Op. 9 (1906) Webern transcription (1922-23) Luna Nova New Music Ensemble
Категория: Композиторы | Добавил: sasha-dance (10.11.2010)
Просмотров: 2572 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета