Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, - 9.8.1975,
Москва], советский композитор. Народный артист СССР (1954). Герой
Социалистического Труда (1966). Доктор искусствоведения (1965).
Окончил Ленингродскую (Петрогроградскую) консерваторию по
классам фортепьяно (1923, у Л. В. Николаева) и композиции (1925, у М. О.
Штейнберга).
Один из крупнейших симфонистов 20 века, Шостакович отразил в своём творчестве наиболее острые и сложные проблемы современности.
В конце 20 - 1-й половине 30-х гг. активно работал в области музыки театра.
Написал балеты - "Золотой век" (1930, Ленинградский театр оперы
и балета, балетмейстер В. И. Вайнонен), "Болт" (1931, там же,
балетмейстер Ф. В. Лопухов), "Светлый ручей" (1935, Ленинградский Малый
театр, балетмейстер Ф. В. Лопухов).
В отличие от опер, написанных на сюжеты русской литературной
классики, Шостакович в своих комедийных балетах обращался к
современности. Их осн. тема - борьба нового со старым, утверждение
оптимистич. мироощущения людей нового общества. Музыка балетов
Шостаковича отличается богатством образов, задором, юмором,
жизнерадостностью. В ней слышны отголоски массовых песен, бытовой
танцевальности, ораторский пафос советской поэзии того времени. В то же
время здесь щедро проявилась и лирическая природа дарования композитора
во всей её непосредственности и демократической сущности.
Используя в основном традиционные балетные формы, Шостакович
стремился к целостности музыкально-драматического развития, чему,
например, способствовала продуманная тембровая драматургия.
"Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю,
содержали много танцевальных дивертисментов, а также чисто зрелищных
постановочных эффектов.
В "Золотом веке" (в основе сюжета - столкновение советских
спортсменов, выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от
спорта) хореографическое решение было основано на противопоставлении
элементов гимнастики, акробатики и физкультурных движений танцам
современного Запада, представлению мюзик-холла.
В балете "Болт" (борьба передовых рабочих с лентяями и
вредителями) композитор стремился воспроизвести атмосферу самодеятельных
агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы" и др.
"Светлый ручей" был создан как праздничное театральное
представление из колхозной жизни; в нём широко были представлены
классические формы и классический танец. Вследствие слабой
литературно-драматургической основы балеты Шостаковича не имели
длительной сценической жизни (музыка исполняется на концертной эстраде в
виде балетных сюит).
Яркое театрально-драматургическое мышление композитора,
конкретная образность произведений, особенно проявившаяся в его
симфоническом творчестве, вызвали появление как в СССР, так и за рубежом
многих хореографических интерпретаций музыки Шостаковича.
Среди них: "Красное и чёрное" ("Странная фарандола", на музыку
1-й симфонии, 1939, Монте-Карло), "Ленинградская симфония" (1945,
Нью-Йорк, балетмейстер Л. Ф. Мясин; 1961, театр им. Кирова, балетмейстер
И. Д. Бельский), "Танцевальная сюита" ("Вступление", "Весенний вальс",
"Полька", "Элегия", "Гавот", "Вальс", "Галоп и кода"; 1959, Большой
театр, балетмейстер A. A. Варламов), на музыку 1-го фортепианного
концерта - "Мудрые обезьяны" (1960, Лондон, балетмейстер Н. Моррис),
"Катализатор" (1961, Штутгарт, балетмейстер Дж. Кранко), "Концерт"
(1974, Манчестер, балетмейстер С. Мотрам); "Барышня и хулиган";
"Встреча" (на музыку 9-й симфонии) и "Директивный бантик" (все - 1962,
Ленингр. Малый театр, балетмейстер К. Ф. Боярский), "Цветы" (1961, там
же, балетмейстер В. А. Варковицкий), "Симфония" (на музыку 1-й симфонии;
1963, Лондон, "Королевский балет", балетмейстер К. Макмиллан), "9-я
симфония" (1964, Гамбург, балетмейстер П. ван Дийк), "11-я симфония"
("1905-й год", 1966, Ленингр. Малый театр, балетмейстер Бельский); на
музыку 2-го фортепианного концерта - "Концерт" (1966, Западный Берлин,
балетмейстер К. Макмиллан), "Чёрный праздник" (197. 1, Нью-Йорк,
балетмейстер А. Митчелл); "10-я симфония" (1967, Вупперталь,
балетмейстер А. Картер), "Гамлет" (музыка для одноим. кинофильма; 1971,
Петрозаводский театр, балетмейстер М. М. Мнацаканян), "Зажгите звёзды!"
(1972, музыка Шостаковича и других композиторов, Марсель, балетмейстер
Р. Пти), "Священные круги" (на музыку фортепианного квинтета, 1973,
Лондон, балетмейстер Д. Друо), "Три афоризма" (1974), "Мечтатели" (на
музыку балета "Болт" и "Золотой век", 1975, театр им. Станиславского и
Немировича-Данченко, балетмейстер Н. И. Рыженко, В. В.
Смирнов-Голованов).
Шостакович - профессор Ленинградской (с 1939) и Московской (с 1943) консерваторий.
Ленинская премия (1958), Государственные премии СССР (1941,
1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР им. Глинки
(1974), Государственная премия УССР им. Шевченко (1976).