Пятница, 11.07.2025, 23:55 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Композиторы

Зырянов А.В. КОМПОЗИТОРЫ №3
"М"
 
 

 Массне (Massenet)
 Жюль Эмиль Фредерик

(12.5.1842. Монто, близ г. Сент-Этьенн,— 13.8.1912. Париж)
- франц. композитор. Член Ин-та Франции (1S~8I. Окончил Парижскую консерваторию (у А. Тома), в 1878—99 её профессор. Известен гл. обр. как автор лирич. опер (в к-рых балетная музыка занимает значит, место), вокально-инструм. сочинений, музыки к драматич. спектаклям, а также балетов: «Куранты» (1892, Придворная опера, Вена, балетм. Й. Хасрайтер), «Цикада» (1904, «Опера комик», Париж, балетм. Марикита). Музыка оперы Массне «Иродиада» (1881) использована в балете «Как красива царевна Саломея сегодня вечером» (1975, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), балетная музыка оперы «Сид» — в балете «Дивертисмент» (1957, «Т-р де ла Монне», Брюссель, балетм. Ж.Ж. Эчевери).


Мачавариани Алексей Давидович [10(23).9.1913, Гори—31.12.1995]
- сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1958). В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию. Творч. деятельность начал в 1935. Автор опер, симфонич., хоровых и инструм. соч., а также балетов: «Отелло» (по У. Шекспиру, 1957, Т-р им. Палиашвили; в 1960 экранизирован под назв. «Венецианский мавр»), муз. драматургия к-рого основана на развёрнутой системе лейтмотивов, «Витязь в тигровой шкуре» (по Ш. Руставели, 1974). В 1962—68 председатель правления Союза композиторов Груз. ССР, в 1962—73 секретарь Союза композиторов СССР. С 1939 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1963 профессор). Гос. пр. СССР (1951).


Мегюль [Меюль (Mehul)], Этьенн Никола (22.6.1763, Живе,—18.10.1817, Париж)
- франц. композитор. Член Ин-та Франции (1795). В годы Великой франц. революции принимал участие в музыкальном оформлении массовых празднеств. Один из инспекторов Парижской консерватории (с её основания, 1795). Автор популярных песен, опер, а также балетов: «Суд Париса» (совм. с Гайдном и Плейелем, 1793), «Танцемания» (1800), «Нинетта при дворе» (1802), «Дафнис и Пандроза, или Месть Амура» (1803), «Персей и Андромеда» (1810) — все в парижской Опере, балетм. П. Гардель.


Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург,—4.11.1847, Лейпциг)
- нем. композитор, пианист и дирижёр. Учился у К.Ф. Цельтера. Один из значит, представителей романтизма в нем. музыке, Мендельсон создал произв. во мн. жанрах (кроме балета). Разл. соч. Мендельсона использовались для пост. балетов: «Сон в летнюю ночь» (на муз. к спектаклю по одноим. пьесе У. Шекспира, 1876, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М.И. Петипа), «Лорд Берли» (1931, балетм. Аштон), «Возвращение» (1952, Амстердам, балетм. Ф. Адре), «Шотландская симфония» (на муз. 2—4-й частей, 1952, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Симфония Мендельсона» (на муз. «Итальянской симфонии», 1968, Мангейм, балетм. X. Мюллер), «Итальянская симфония» (1971, «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк, балетм. Д. Нахат). «Песни без слов» часто использовались для постановки сольных танцев.


Минкус (Minkus) Людвиг Фёдорович (наст. Имя — Алоизий Людвиг) [23.3.1826, Вена,— 7.12.1917 (по уточнённым данным), там же]
- скрипач и композитор. По нац. чех (по др. сведениям, поляк). Муз. образование получил в Вене. В 1866 совм. с комп. Л.Делибом написал музыку балета «Ручей» (1866, Париж). Работал гл. обр. в России. Был капельмейстером крепостного т-ра князя Н.Б. Юсупова (1853—55), солистом оркестра московского Большого т-ра, инспектором балетной музыки моск. т-ров (1862—72), композитором балетной музыки при Дирекции ими. т-ров в Петербурге (1872—85).

В 1869 в моск. Большом т-ре состоялась премьера его балета «Дон Кихот». Автором сценария и постановщиком балета был М.И. Петипа, с к-рым Минкус продолжал сотрудничать в 70—80-е гг. В 1871 для показа «Дон Кихота» в Петербурге Минкус дополнительно сочинил музыку 5-го акта (в 1900 балетм. А.А. Горский, осуществляя реформу балета, создал в моск. Большом т-ре новую редакцию «Дон Кихота», ставшую балетной классикой, сохраняющуюся в совр. репертуаре).

Минкус написал музыку 16 балетов, пост. Петипа в Мариинском т-ре, в т. ч. «Камарго» (1872), «Бандиты» (1875), «Приключения Пелея» (1876), «Роксана, краса Черногории» (1878), «Млада», «Дочь снегов» (оба—1879), «Волшебные пилюли» (1886), «Жертвы Амуру, или Радость любви» (1886, Петергоф). Всемирную известность приобрёл балет Минкуса и Петипа «Баядерка» (1877, Мариинский т-р). Минкусу принадлежит балет «Фиаметта» (пост. 1863, Москва, под назв. «Пламя любви, или Саламандра»; 1864, Петербург—«Фиаметта, или Торжество любви»). Минкус знал законы балетного т-ра, обладал высоким профессионализмом. Его музыка — мелодичная, доходчивая, ярко танцевальная, ритмичная — способствовала созданию значительных произв. хореографич. иск-ва. В лучших балетах Минкуса удалось выйти за пределы внешней иллюстративности. После 1890 жил в Вене.


Молчанов Кирилл Владимирович (7.9.1922, Москва,—14.03.1982, Москва)
- сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. КПСС с 1945. Окончил Моск. консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова (1949). В 1973—75 директор Большого т-ра СССР. Автор 7 опер, песен, музыки к кинофильмам, балета «Макбет» по Шекспиру (1980, Киргизский т-р оперы и балета, балетм. У. Сарбагишев; Большой т-р СССР, балетм. В.В. Васильев).


Морозов Игорь Владимирович [6(19).5.1913, Луганск,—24.11.1970, Москва]
- сов. композитор. В 1936 окончил Моск. консерваторию. Писал в разл. жанрах, с особым успехом в области музыки для детей. Популярность завоевал его балет «Доктор Айболит» (1947, Новосибирский т-р, балетм. М.Ф. Моисеев; Гос. пр. СССР, 1948), пост, во мн. т-рах СССР и др. социалистич. стран.


Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург,—5.12.1791, Вена)
- австр. композитор. Учился у отца, Леопольда Моцарта и нек-рое время — у Дж. Б. Мартини. Создал произв. во всех совр. ему муз. жанрах, в т. ч. балет-пантомиму «Безделушки» (1778, парижская Опера, балетм. Ж.Ж. Новер). Моцарту приписывается также партитура балета «Рекруты, или Испытание любви» (1791), найденная в Граце в 1928 (пост. под назв. «Испытание любви», 1936, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. М.М. Фокин). Нек-рые из опер Моцарта включают развёрнутые дивертисменты, в т. ч. «Асканий в Альбе» (1771, т-р «Реджо дукале», Милан, балетм. Пик и Фабье), «Луций Сулла» (1772, там же, балетм. Ш. Ле Пик и Дж. Соломони), «Идоменей» (1781, «Резиденц-театр», Мюнхен, балетм. П. Легран) и др. В отличие от Глюка, Моцарт не стремился к последовательной драматизации балетной музыки. Тем не менее его обращение к этому жанру явилось одним из высших достижений муз. культуры 18 в. в области балета.

Симф. и инструм. наследие Моцарта привлекает совр. хореографов. Среди балетов, пост. на муз. Моцарта: «Сон маркизы» (1921, парижская Опера, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. Фокин), «Танцующий Аполлон и слава Поэта» (1936, Париж, балетм. С. Лифарь), «Маленькая ночная музыка» (1939, Польский балет, Ницца, балетм. Л. Вуйциковский), «Концертная симфония» (на муз. концерта для скрипки и альта с орк., 1947, «Балле сосайети», Нью-Йорк), «Караколь» («Гарцевание», на муз. дивертисмента № 15, 1952, «Нью-Йорк сити балле»; 1978, парижская Опера) — оба балетм. Дж. Баланчин; «Симфония № 29» (1957, Нидерландский нац. балет, балетм. Р. ван Данциг), «Концерт для флейты и арфы» (1966, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко), «Пражская симфония» (1967, «Балет Праги», балетм. Л. Огоун), «Тайники» (на муз. Анданте для фп., 1967, «Сити сентер Джофри балле», балетм. Дж. Арпино), «Полёт Тальони» из балета «Классицизм-романтизм» (на муз. 2-й части концерта для кларнета с орк., 1971) и «Моцартиана» (на муз. разл. соч., 1974) — оба ленингр. ансамбль Хореографические миниатюры, балетм. Л.В. Якобсон; «Моцарт и Сальери» (на муз. концерта ре минор для фп. с оркестром и др. соч. М. и Сальери, 1973, Большой т-р, балетм. В. Боккадоро), «Симфония № 40» (2-й акт балета «Эти чарующие звуки» на муз. симфонии № 40 соль минор, 1978, Большой т-р, балетм. В.В. Васильев) и мн. др.


Мошков Борис Прокопьевич [9(22).1.1903, Горький,—3.4.1968, Москва]
- сов. композитор. В 1930 окончил Моск. консерваторию. Работал дирижёром и зав. муз. частью в разл. т-рах. Автор музыки балетов «Бэла» (по М.Ю. Лермонтову, 1955, Пермский т-р, балетм. Т.Е. Рамонова), «Грушенька» (по H.С. Лескову, 1957, там же, балетм. тот же), «Сердце Марики» (1959, Свердловский т-р, балетм. Г.И. Язвинский).


Мусоргский Модест Петрович [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Куньинского р-на Псковской обл.,—16 (28).3.1881, Петербург]
- рус. композитор. Член объединения «Могучая кучка». Занимался композицией под рук. М.А. Балакирева. Автор опер, инструм. и вокальных произв. Его творч. принципы сформировались под влиянием эстетики рус. революц. демократов. Стремясь к реализму, Мусоргский особенно подчёркивал значение правдивого муз. претворения интонаций речи. Мн. новаторские находки Мусоргского предвосхищают позднейшие открытия композиторов 20 в. В центре творчества композитора — народные муз. драмы «Борис Годунов» (1868—69, 2-я ред. 1872) и «Хованщина» (1872—80, окончена Н.А. Римским-Корсаковым).

Продолжая традиции М.И. Глинки, Мусоргский ввёл в эти оперы развёрнутые танц. сцены, играющие важную драматургич. роль (полонез в «Борисе Годунове», «Пляска персидок» в «Хованщине»). Народно-танц. эпизоды есть также в опере Мусоргского «Сорочинская ярмарка» (1874—80, окончена Ц.А. Кюи). Симфонич. поэма Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (1867) неоднократно получала хореографич. воплощение (1918, т-р сада «Аквариум», балетм. А.А. Горский; 1924, Русский балет Дягилева, балетм. Б.Ф. Нижинская; 1943, «Балле тиэтр», балетм. Д. Лишин; 1934, под назв. «Чёрная магия», парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1951, филиал Большого т-ра, балетм. Р.В. Захаров). На муз. Мусоргского ставились балеты: «Картинки с выставки» (1928, Гаага, балетм. Г. Хесс; 1944, «Балле интернэшонал», США, балетм. Б.Ф. Нижинская; 1947, Вена, балетм. Э. Ханка; 1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Ф.В. Лопухов; 1972, Гётеборг, балетм. Э.М. фон Розен), «Видения» (1945, Стокгольм, балетм. Ю. Алго), «Сорочинская ярмарка» (в аранжировке Н.Н. Черепнина; 1943, труппа «Балле тиэтр», т-р «Метрополитен-опера», балетм. Д. Лишин). Л.В. Якобсоном поставлена миниатюра «Баба-яга» на муз. пьесы из «Картинок с выставки» (1965). "О"

Обер (Auber) Даниель Франсуа Эспри (29.1.1782, Кан,—12.5.1871, Париж)
- франц. композитор. Член Ин-та Франции (1829). Ученик Л. Керубини. Был директором Парижской консерватории (1842—71). Один из крупнейших представителей жанра «большой» и комич. опер во франц. музыке. В пост. его «больших» опер в парижской Опере участвовали крупнейшие балетмейстеры: Ф. Тальони («Густав III, или Бал-маскарад», 1833), А. Сен-Леон («Блудный сын», 1850), Л. Петипа («Бронзовый конь», 2-я ред., 1857) и др. В двух операх Обера, также пост. в парижской Опере, партии гл. героинь поручались балеринам: «Немая из Портичи» (1828, балетм. Ж. Омер, в роли Фенеллы — Л. Нобле) и «Бог и баядера» (1830, балетм. Ф. Тальони, в роли немой Баядеры — М. Тальони); опера «Марко Спада, или Дочь бандита» была переработана композитором в балет (1857, парижская Опера, балетм. Ж. Мазилье). На муз. Обера поставлены балеты: «Тальони у Мюзетты» (использована также муз. Буальдьё, Мейербера, Векерлена, 1920, парижская Опера, балетм. Л. Статс), «Свидания» (1933, «Вик-Уэллс балле», балетм. Ф. Аштон), «Цветы» (1948, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. Р. Борис), «Большое классическое па» (1949, парижская Опера, балетм. В. Гзовский) и др.


ОБЕР (Aubert) Луи Франсуа Мари (19.2.1877, Параме, близ Сен-Мало,— 9.1.1968, Париж)
- франц. композитор и пианист. Учился в Парижской консерватории у П. Видаля и Г. Форе. Музыка Обера близка импрессионистскому направлению. Автор оперы, оркестровых, вокальных и инструм. соч., а также балетов: «Мумия» (1903, Париж), «Хризотемида» (1904, Виши), «Зачарованная ночь» на темы Шопена (1923, парижская Опера, балетм. Л. Статс), «Свидания» (1933, «Сэдлерс-Уэллс балле», балетм. Ф. Аштон), «Кинематограф» (1953, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), «Прекрасная Елена» на темы Оффенбаха, совм. с М. Розенталем (1955, там же, балетм. Дж. Кранко).


Онеггер (Honegger) Артюр (10.3.1892, Гавр,—27.11.1955, Париж)
- франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1952). Учился в Цюрихской (у Л. Кемптера и Ф. Хегара), затем в Парижской (у А. Жедальжа и Ш. Видора) консерваториях, а также у В. д'Эн-ди. Один из организаторов «Шестёрки». В 1936 вошёл в Народную муз. федерацию. Автор опер, ораторий, симф. произв., инструм. музыки, музыки к спектаклям, кинофильмам. Дар симфониста, мастерство монументальной классич. формы сочетаются в его творчестве с поисками новых средств выразительности, трагич. пафос — с иронией и лиризмом.

Балеты Онеггера: «Правда? Ложь?» (балет марионеток, 1920, Париж), «Новобрачные на Эйфелевой башне» (совм. с Тайфер, Ориком, Мийо, Пуленком, 1921), «Скетинг-ринк» (1922) — оба в Шведском балете, Париж, балетм Ж. Берлин; «Под водой» (1925 «Опера комик», балетм. К. Ари), «Свадьба Психеи и Амура» (на темы Баха, 1928, труппа И. Рубинштейн, балетм. Б.Ф. Нижинская), «Металлическая роза» (1928, Париж), «Икар» (1935, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), «Белая птица улетела» (1937, Париж, балетм. тот же), «Тысяча и одна ночь» (балет-феерия, 1937, не пост.), «Песнь песней» (1938, парижская Опера, балетм. Лифарь), «Поглотитель снов» (1941, Париж), «Зов гор» (1945, парижская Опера, балетм. С. Перетти), «Шота Руставели» (совм. с Т. Арсани и А.Н. Черепниным, 1945, «Нуво балле де Монте-Карло», балетм. Лифарь), «Рождение красок» (1949, балетм. Лифарь) и др. На муз. Онеггера пост. балеты: «Пасифик 231» (1931, балетм. Т. Шоун), «Дама-лиса» (1939, «Балле клаб», Лондон, балетм. А. Хоуард), «Пляски мёртвых» (1955, Зальцбург, балетм. М. Вальман), «Крик» (1970, Новосибирский т-р, балетм. Яшугин). Писал также музыку к спектаклям, в к-рых танец играл существенную роль (все — по заказу И.Л. Рубинштейн): «Императрица среди скал» (1925, реж. А. Санин), «Федра» (1926, Рим), «Амфион» (1931, балетм. Л.Ф. Мясин), «Семирамида» (1934, балетм. М.М. Фокин) и др.


Орик (Auric) Жорж (15.2.1899, Лодев, Лангедок—23.07.1983, Париж)
- франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1962). Учился у Ж. Коссада, А. Русселя и В. д'Энди. Один из организаторов «Шестёрки». В 1962—68 возглавлял Нац. объединение оперных т-ров (парижская Опера и «Опера комик»). Автор опер, оркестровых, вокальных и инструм. соч., музыки для т-ра и кино, балетов: «Свадьба Гамаша» (соч. 1915), «Новобрачные на Эйфелевой башне» (совм. с Тайфер, Онеггером, Мийо и Пуленком, 1921, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Берлин); «Докучные» (1924, балетм. Б.Ф. Нижинская; 1927, балетм. Л.Ф. Мясин), «Матросы» (1925, балетм. Мясин), «Пастораль» (1926, балетм. Дж. Баланчин) — все в труппе Русский балет Дягилева; «Чары Альцины» (1929, труппа И. Рубинштейн, Париж, балетм. Нижинская); «Конкуренция» (1932, балетм. Баланчин), «Воображаемые» (1934, балетм. Д. Лишин) — оба в «Балле рюс де Монте-Карло»; «Кадриль» (1945, балетм. Р. Фенонжуа), «Художник и его модель» (1949, балетм. Мясин) — оба в труппе Балет Елисейских полей, Париж; «Федра» (1950, 1977. парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1968, телевизионный фильм, балетм. М. Шпаремблек), «Музыкальные стулья» (1950, «Балле де Пари», балетм. Р. Пти), «Зачарованный камень» (1950, «Пале Шайо», балетм. Лифарь), «Путь к свету» (1952, Мюнхен, балетм. В. Гзовский; 1957, парижская Опера, балетм. Лифарь), «Выстрел» (1952, Монако, балетм. А. Миллош), «Комната» (1955, «Балле де Пари», балетм. Пти), «Бал воров» (1960, фестиваль в Нерви, балетм. Мясин) и др.


Орф (Orff) Карл (10.7.1895, Мюнхен—29.03.1982, Мюнхен)
- нем. композитор и дирижёр (ФРГ). Учился в Мюнхенской муз. академии у А. Бер-Вальбрунна и др. Автор опер, балета «Прелюдия» (1925), сценич. кантат, составляющих «Театральный триптих», в к-ром своеобразно сочетаются приёмы совр. муз. письма со старинными муз. формами. Части триптиха неоднократно ставились в виде балета: «Кармина Бурана» (1937, Франкфурт, балетм. И. Хертлинг; 1941, Гос. опера, Берлин, балетм. Л. Маудрик; 1943, «Ла Скала», балетм. Э. Ханка; 1955, Мангейм, балетм. М. Вигман; 1959, «Нью-Йорк сити опера», балетм. Дж. Батлер; 1959, Баварская гос. опера, Мюнхен, балетм. X. Розен; 1962, Монреаль, балетм. Ф. Но; 1970, Балет Камагуэя, балетм. И. Тенорио), «Катулли Кармина» (1943, Лейпциг, балетм. Т. Гзовская; 1955, Мангейм, балетм. Вигман; 1957, Гос. опера, Вена, балетм. Ханка; 1959, Мюнхен, балетм. X. Розен; 1964, балетм. Батлер; 1968, Зап. Берлин, балетм. П. Даррелл), «Триумф Афродиты» (1953, «Ла Скала», балетм. Гзовская; 1965, Монреаль, балетм. Н. Уокер, и др.).


Оффенбах (Offenbach) Жак [наст. фам — Эбершт (Eberst)] (20.6.1819, Кёльн,— 4.10.1880, Париж)
- франц. композитор. С 1833 жил в Париже, где организовал т-р «Буфф-Паризьен» (1855—66). Автор св. 100 оперетт и муз. интермедий. Значительное место в них отведено танц. музыке (вальсы, кадрили, галопы, канканы), творчески претворяющей интонации и ритмы франц. гор. фольклора.

Балеты Оффенбаха: «Арлекин-цирюльник» (балет-буффонада на темы Россини, 1855, «Буфф-Паризьен»), «Бабочка» (1860, парижская Опера, балетм. М. Тальони; 1977, там же, балетм. П. Лакот; 1974, под назв. «Утопия», Гётеборг, балетм. Э.М. фон Розен). На муз. из оперетт Оффенбаха пост. балеты: «Принцесса и свинопас» (1928, «Бургтеатр», Вена, балетм. Г. Рейнхарт), «Парижское веселье» в аранжировке М. Розенталя (1938, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. Л.Ф. Мясин), «Синяя борода» в аранжировке А. Дорати (1941, «Балле тиэтр», Мехико, балетм. М.М. Фокин), «Елена Троянская» на муз. оперетты «Прекрасная Елена» в аранжировке Дорати (1942, «Балле тиэтр», Детройт, балетм. Д. Лишин; 1948, Мехико, балетм. Фокин), «Прекрасная Елена» в аранжировке Л. Обера и Розенталя (1955, парижская Опера, балетм. Дж. Кранко), «Воспоминания» (1955, балетм. Т. Гзовская), «Оффенбах в аду» на муз. из оперетты «Орфей в аду» в аранжировке Дж. Крама (1955, Нац. балет Канады, балетм. А. Тюдор), «Сказки Гофмана» в аранжировке Дж. Ланчбери (1972, «Скоттиш тиэтр балле», балетм. П. Даррелл; 1973, балетм. П. Лакот, телевизионный фильм-балет, Франция), «Парижское веселье» (1978, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар). "П"

Пейко Николай Иванович [12(25)3.1916, Москва,—1.07.1995, Москва]
- сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. консерваторию. Автор оперы, симф., вок., камерно-инструм. соч., балетов: «Весенние ветры» (совм. с З.В. Хабибуллиным, по роману К. Наджми, 1950), «Жанна д'Арк» 41957, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В.П. Бурмейстер), «Берёзовая роща» (1964, сцен. Б. Плетнёв). В 1943—59 преподавал в Моск. консерватории, с 1954 в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (с 1958 проф.). Гос. пр. СССР (1947, 1951).


Пёрселл (Purcell) Генри (ок. 1659, Лондон,—21.11.1695, там же)
- англ. композитор. Учился у Г. Кука, П. Хамфри и др. Автор мн. инструм. и вокальных соч., музыки к театр, спектаклям, включавшим балетные сцены (нек-рые поставлены при участии балетм. Дж. Приста): «Дидона и Эней» (1689), «Пророчица, или История Диоклетиана» (1690), «Король Артур, или Британский герой» (1691), «Королева фей» (1692) — последние три в т-ре «Дорсет-Гарден» (Лондон), «Индийская королева» (1695, «Друри-Лейн»).

Совр. хореографы часто используют музыку Перселла в своих постановках: балетм. Ф. Аштон — танцы из «Королевы фей» (1927, «Балле Рамбер», 1946, «Ковент-Гарден»); «День рождения Оберона» (1933, «Вик-Уэллс балле», балетм. Н. де Baлуa). «Сюита арий» (1937, «Балле Рамбер», балетм. А. Тюдор), «Комус» в обработке К. Ламберта (1942, «Сэдлерс-Уэллс балле», балетм. Р. Хелпмен), «Павана мавра» (на муз. к спектаклям «Абделазар», «Развязанный гордиев узел», паваны для струнных инструментов, 1949, Фестиваль амер. танца, Коннектикут, балетм. X. Лимон), «Британский Орфей» (1957, Вупперталь, балетм. Э. Вальтер), «Этюды» (1962, Печский балет, балетм. И. Экк); «Эпилог» на муз. из «Дидоны и Энея» (1966, Шветцинген, балетм. К. Иосс), «Разветвления» (1973, Нидерл. нац. балет, балетм. Р. ван Данциг), «Павана и чакона» (1973, студия Венг. оперного т-ра, балетм. А. Фодор) и др.


Петров Андрей Павлович (р. 2. 9. 1930, Ленинград)
- сов. композитор. Нар. арт. СССР (1980). В 1954 окончил Ленингр. консерваторию (ученик О.А. Евлахова). Автор симфонич. произв., опер, оперетт, песен и вокальных циклов, балетов: «Станционный смотритель» (по А.С. Пушкину; 1956, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, на сцене Т-ра им. Кирова), «Берег надежды» (1959, Т-р им. Кирова, балетм. И.Д. Бельский), «Сотворение мира» (1971, Т-р им. Кирова, балетм. Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв), вокально-хореографич. симфонии «Пушкин» (1979, Т-р им. Кирова, балетм. те же). Гос. пр. СССР (1967; 1976— за оперу, «Пётр Первый»).


Прокофьев Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл.,— 5.3.1953, Москва]
- сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1947). Окончил Петерб. консерваторию по классам композиции (1909, ученик А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, Я. Витола), фортепьяно и дирижирования. В 1918—32 жил за рубежом, сначала в США, с 1921 во Франции. В 1932 возвратился в СССР.

Композитор огромного самобытного дарования, оказавший большое влияние на развитие сов. и зарубежной музыки, Прокофьев был автором опер, балетов, симфоний, фортепьянных, скрипичных и виолончельных концертов, фортепьянных сонат, кантаты «Александр Невский», оратории «На страже мира», музыки к кинофильмам и драматич. спектаклям, сочинений для голоса и разл. инструментов и др.

Ранние балеты Прокофьева, написанные до Окт. революции 1917 и во время пребывания за границей, отражают эволюцию его творчества, устремлённого к образам, полным жизнерадостной энергии, юмора, самобытных нац. черт, но испытавшего влияния модернистского примитивизма и футуризма, конструктивизма и урбанизма. «Ала и Лоллий» — «Скифская сюита» для симфонич. оркестра (по славянским мифам, сцен. С.М. Городецкий, 1915, пост. 1927, см. ниже) — воплощает варварские образы первобытной Руси; музыка отличается резкостью гармоний и инструментовки, подчёркнутой грубостью ритмов. В «Сказке про шута, семерых шутов перешутившего» (по рус. сказкам А.Н. Афанасьева, 1920, сцен. П. и С.П. Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Славинский) средствами лубочного гротеска воссоздаются эксцентричные комедийные сцены; в музыке преобладает изобразительная характерность, через озорство балаганно-скоморошьего действа проступают отдельные нац. и лирич. элементы. «Стальной скок» (1925, сцен. Г.Б. Якулов; 1927, Русский балет Дягилева, балетм. Л.Ф. Мясин) воспроизводит картины совр. действительности (вокзал, фабрика) и написан в духе урбанизма (механистичность ритмов, конструктивизм, карикатурно-сатирич. зарисовки). «Блудный сын» (1929, Париж, там же, балетм. Дж. Баланчин) содержит психологич. сцены и лирич. элементы, мелодич. начало в ряде случаев преобладает. «На Днепре» (сцен, и пост. С. Лифарь, 1932, парижская Опера) — балет, в к-ром наиболее полно выразился кризис зарубежного периода в творчестве Прокофьева, его музыка слабо связана с сюжетом, характеризуется отвлечённостью.

Новый этап в балетном творчестве Прокофьева начался после его возвращения в СССР, когда им были созданы произв. большого идейного и гуманистич. содержания, отличающиеся глубокой драматургией, ярким индивидуальным стилем, остротой образных характеристик, мелодико-интонационным и ритмич. своеобразием, богатством гармонии и инструментовки. Балет «Ромео и Джульетта» (по одноим. трагедии Шекспира, 1936, сцен. А.И. Пиотровский, С.Э. Радлов и Прокофьев; 1938, Брно, Чехословакия, балетм. И. Псота; в СССР—1940, Т-р им. Кирова, балетм. Л.М. Лавровский) раскрывает трагич. гибель светлых и человечных героев в столкновении с мрачными силами средневековой родовой вражды и ненависти. Поэтичные муз. характеристики гл. героев сочетаются с широкой обрисовкой нар. сцен и глубоко драматичными эпизодами в раскрытии осн. действенного конфликта. Лирико-романтич. сказка «Золушка» (по сказке Ш. Перро, 1941, сцен. Н.Д. Волков; 1945, Большой т-р, балетм. Р.В. Захаров) с большой эмоциональной силой воплощает тему любви и счастья, проникнута поэтической вальсовостью, содержит иронически-гротесковые характеристики отрицательных персонажей и обаятельные таинственно-фантастич. образы (Добрая фея, Часы), воспевает в праздничном апофеозе красоту жизни. «Сказ о каменном цветке» («Каменный цветок», по мотивам сказов П.П. Бажова, 1949, сцен. М.А. Мендельсон-Прокофьева и Лавровский; 1954, Большой т-р, балетм. Лавровский) — рус. эпико-повествовательный балет с сочетанием реальности и фантастики, с широкими картинами рус. нар. жизни (помолвка, ярмарка), с глубоким раскрытием тем любви и творчества, противостоящих насилию и злу. В этих балетах Прокофьев развил традиции муз. драматургии рус. классич. балета (Чайковский, Глазунов). Они преломлены через самобытный индивидуальный стиль автора и обогащены достижениями совр. симфонизма. Номерное строение сочетается в балетах Прокофьева со сквозным муз. развитием, системой лейтмотивов, целостной муз. драматургией.

Новаторство музыки Прокофьева определило остроту и современность хореографич. решений его балетов, способствовало развитию хореографич. лексики, широкому применению форм развитого симфонич. танца. Новаторство Прокофьева осталось, напр., нераскрытым в первой постановке «Каменного цветка», решённой в бытовом плане, приближавшей балет к драматич. т-ру. Лишь во второй пост. (1957, Т-р им. Кирова, балетм. Ю.Н. Григорович) был создан спектакль, адекватный характеру и образам музыки. Участие в постановках балетов Прокофьева стало стимулом развития исполнительского иск-ва и приобрело этапное значение в творчестве выдающихся мастеров: Г.С Улановой, М.Т. Семёновой, О.В. Лепешинской, Н.М. Дудинской, М.М. Плисецкой, Р.С. Стручковой, И.А. Колпаковой, А.Е. Осипенко, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, К.М. Сергеева, М.М. Габовича, Ю.Т. Жданова, А.Н. Ермолаева, В.А. Преображенского, С.Г. Кореня, Н.Б. Фадеечева, В.В. Васильева, М.Л. Лавровского, В.А. Левашова и др.

Ритмич. импульсивность, танцевальность свойственны многим сочинениям Прокофьева. Театрально-драматургич. черты и конкретная образность обусловили многочисл. опыты их хореографич. воплощения. На муз. Прокофьева к фильму «Пиковая дама» и неск. номеров фп. цикла пост, балет «Пиковая дама» (1968, ленингр. Камерный балет, балетм. Н.Н. Боярчиков; новая ред. под назв. «Три карты», 1973, Пермский т-р, балетм. тот же). На основе музыки Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» и др. его соч. композитор М.И. Чулаки написал балет «Иван Грозный» (1975, Большой т-р, балетм. Григорович). Музыка Прокофьева к драме «Борис Годунов» Пушкина и кинофильму «Иван Грозный» явилась основой балета «Царь Борис» (муз. ред. Н.А. Мартынов, 1975, Пермский т-р, балетм. Боярчиков; 1978, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). На музыку Прокофьева пост, также балеты: «Сарказмы» (Москва, балетм. Л.И. Лукин; 1931, Берлин, балетм. Л. Гальперн), «Скифская сюита» (1927, «Освобождённые», Берлин; 1927, «Ала и Лоллий», Буэнос-Айрес, т-р «Колон», балетм. Б.Ф. Нижинская; 1964, Братислава, балетм. К. Тот; 1969, т-р им. Кирова, балетм. Г.Д. Алексидзе), «Памяти Шуберта» (фп. обработка Прокофьевым вальсов Шуберта, 1928, Париж, балетм. Б.Г. Романов), «Фантасм» (1962, Сан-Франциско, балетм. Л. Кристенсен), «Классическая симфония» (1931, Париж, балетм. Т. Славинский), «Парадное представление» на муз. 1-й симфонии и 1-й части 3-го фп. концерта (1938, Лондон, балетм. А. Тюдор), «Хореографические картины» на муз. 5-и симфонии (1963, Берлин, балетм. Д. Лишин), «Седьмая симфония» (1961, Пермь, балетм. М.М. Газиев), «Концерт № 3» на муз. 3-го фп. концерта (1947, Париж, «Опера комик», балетм. Ж. Шарра), «Блистательный порыв» (1962, Вена, балетм. А. Миллош), «7-я соната» (1946, Мехико, балетм. Г. Браво), «Петя и волк» (1940, Нью-Йорк, балетм. А. Больм; 1948, Португалия, балетм. И. Крамер; 1959, Москва, Большой т-р, балетм. А.А. Варламов), «Русский солдат» («Поручик Киже», 1942, Бостон, балетм. М.М. Фокин), «Подпоручик Киже» (1963, Москва, Большой т-р, балетм. О.Г. Тарасова и А.А. Лапаури), «Лейтенант Киже» (1963, Лондон, балетм. К. Девилье), «Каменный портал» («Мимолётности», 1951, Лондон, балетм. Б. Кульберг), «Мимолётности» (1922, Камерный балет, балетм. К.Я. Голейзовский), «Александр Невский» (1969, Т-р им. Кирова, балетм. О.М. Виноградов). На муз. Прокофьева к драматич. спектаклям ставились балеты: «Пигмалион» (1946, Париж, балетм. С. Лифарь), «Лисистрата» (1932, Лондон, труппа «Балле Рамбер», балетм. А. Тюдор), «Летний день» (1947, «Балле тиэтр», балетм. Дж. Роббинс), «Квартет» (1954, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Роббинс), «Возвращение» (1955, «Гран балле дю марки де Куэвас», балетм. Ж. Скибин), «У моря» (1961, ленингр. Дом культуры им. Горького, балетм. К.Ф. Боярский) и др.

Ленинская пр. (1957, посмертно), Гос. пр. СССР (1943, 1946—трижды, 1947, 1951).


Пуленк (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж,—30.1.1963, там же)
- франц. композитор и пианист. Учился у Ш. Кеклена. В нач. 1920-х гг. вошёл в группу композиторов «Шестёрка». В кон. 30-х гг. примкнул к Нар. муз. федерации. Автор опер, мн. вокальных и инструм. сочинений. В музыке Пуленка господствует мелодич. начало; его ранние произв. (в т. ч. балетная муз.) носят отчасти экспериментальный характер (необычные оркестровые краски и гармонии, использование джазовой ритмики), в них заметно влияние Э. Сати, Э. Шабрие и И.Ф. Стравинского.

Зрелые произв. Пуленка привлекают сочетанием лиричности и мягкого юмора, «классичностью» муз. формы. Балеты Пуленка (включая пост. на его муз.): «Новобрачные с Эйфелевой башни» (совм. с Ж. Тайфер, Ж. Ориком, А. Онеггером и Д. Мийо, 1921, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Берлин), «Лани» — балет с пением (1924, Русский балет Дягилева, Монте-Карло, балетм. Б.Ф. Нижинская), «Негритянская скульптура» (1929, Париж, балетм. Берлин), «Утренняя серенада» («хореографический концерт» для фп. и 18 инструментов; 1929, Париж, балетм. Нижинская), «Примерные звери» (на сюжеты басен Лафонтена; 1942, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1951, балетм. И. Георги), «Обручи» (1951, «Лондон тиэтр балле», балетм. У. Гор), «Маски» (на муз. Пуленка; 1933, «Балле Рамбер», балетм. Ф. Аштон; 1957, балетм. Т. Болендер), «Веселье» (на муз. Пуленка; 1944, балетм. Лифарь; 1958, под назв. «Испытание весельем», римская Опера, балетм. А. Миллош), «Расплата» (1959, балетм. Г. Росс), «Адажио и вариации» (на муз. сюиты «Бабар», инструментовка Ж. Франсе; 1965, парижская Опера, балетм. Р. Пти), «История Бабара» (1974, балетм. П. Хейби), «Летняя ночь» (1964, Королевский балет, Лондон, балетм. П. Райт), «Я имя твоё пишу...» (на муз. П.; 1968, Одесский т-р, балетм. О.Г. Тарасова), «Песнь нелюбимого» (на муз. Пуленка; 1970, балетм. А. Томази), «Соло для органа» (на муз. концерта для органа; 1973, Штутгарт, балетм. Г. Тетли), «Прах» (на муз. Пуленка; 1977, балетм. П. Тейлор) и др. Пуленк также один из авторов балета «Веер Жанны» (пост. 1929).


Пуньи, Пуни (Pugni), Чезаре (Цезарь) [31.5.1802, Генуя,—14(26).1.1870, Петербург]
- итал. композитор. Учился в Миланской консерватории (у А. Ролла и др.). С кон. 1820-х гг. писал гл. обр. балеты, к-рые и принесли ему известность. С 1851 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петерб. имп. т-рах. Написал для Мариинского т-ра 35 балетов, в т. ч. «Конёк-Горбунок» (для бенефиса М.Н. Муравьёвой), к-рый долго оставался единственным балетом на рус. сюжет. Пуньи сотрудничал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, около 20 лет с М.И. Петипа. В его балетах танцевали Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и др. Балеты Пуньи обнаруживают хорошее знание композитором условий сцены, специфики танца; его музыка отличается мелодичностью, доходчивостью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма.

Автор 312 балетов, в т. ч.: «Элерц и Дзульмида» (1826, Милан), «Ундина, или Наяда» (1843, Лондон; 2-я ред. «Наяда и рыбак», 1851, Петербург), «Эсмеральда» (по Гюго, 1844, Лондон), «Катарина, дочь разбойника» (1846, Лондон), «Мраморная красавица» (1847, Париж), «Скрипка дьявола» (1849, Париж),. «Газельда, или Цыганы» (1853, Большой т-р, Петербург), «Фауст» (1861, совм. с Паниццей, там же), «Дочь фараона» (1862, Мариинский т-р, Петербург), «Конёк-Горбунок» (или «Царь-девица» по сказке Ершова, 1864, там же), «Царь Кандавл» (1868, там же), вставные номера к балету «Корсар» Адана (1868, там же).
Категория: Композиторы | Добавил: sasha-dance (30.09.2010)
Просмотров: 2051 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета