Суббота, 15.03.2025, 16:30 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Композиторы

Зырянов А.В. КОМПОЗИТРЫ №2
 
Композиторы №2 от Г до Л
 
 
Глюк (Gluck)
Кристоф Виллибальд
 

 
(2.7.1714, Эрасбах, Бавария, — 15.11.1787, Вена)
- австр. композитор. Реформатор европ. муз. т-ра, один из крупнейших представителей муз. классицизма 18 в. Написал 107 опер, часто включавших в себя танц. номера, а также несколько балетов-пантомим, явившихся важной вехой в истории балетного т-ра. Их музыка отличается драматич. выразительностью, лаконизмом, неск. суровым колоритом. Отказавшись от барочного изящества балетной музыки своих предшественников, от присущей ей дивертисментности, Г. стремился к композиц. единству своих произведений, основанному на контрастности эпизодов. Наиболее известен «Дон Жуан, или Каменный гость» (пост, в 1761 в венском «Бургтеатре», балетм. Г. Анджолини, сц. Р. Кальцабиджи по Мольеру), к-рый считается первым в европ. т-ре «действенным балетом». В сотрудничестве с Анджолини Глюк создал балеты: «Семирамида» (1765, Вена), «Александр» (1765, Лаксенбург), «Китайский сирота» (1774, Вена), а также «Ахилл» (дата пост, неизвестна). Комич. опера Глюка «Осаждённая Питера» переработана Анджолини в балет (1762, Вена).

Значительна роль балета в операх Глюка зрелого периода, в них музыка хореографич. сцен неразрывно связана с драматич. действием, эмоционально дополняет его, образуя (вместе с музыкой и словом) органич. единство всех компонентов произведения. В постановках опер Глюка участвовали выдающиеся хореографы, в т.ч. реформатор европ. балета Ж.Ж. Новер. Постановки опер Глюка в Вене: «Орфей и Эвридика» (балетм. Анджолини, 1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770) — оба балетм. Новер, и др.; в парижской Опере: «Ифигения в Авлиде» (балетм. Г. Вестрис, 1774), «Орфей и Эвридика» (2-я ред., для сцены фурий добавлена муз. балета «Дон Жуан», 1774), «Осаждённая Питера» (2-я ред., опера-балет, 1775), «Альцеста» (2-я ред., 1776), «Армида» (1777, балетм. Новер); «Ифигения в Тавриде» (балетм. тот же), «Эхо и Нарцисс» (оба — 1779, балетм. тот же). На рус. сцене танцы в опере «Орфей и Эвридика» были пост. М.М. Фокиным (1911, Мариинский т-р, Петербург, реж. В.Э. Мейерхольд). Произведения Глюка живут и на совр. сцене. Нек-рые его оперы иногда ставятся как балеты (с певцами, находящимися в оркестре): «Орфей и Эвридика» (1927, балетм. Р. Лабан; 1936, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин; 1941, Лондон, балетм. Н. де Валуа; 1947, Лейпциг, балетм. М. Вигман; 1975, Вупперталь, балетм. П. Бауш), «Альцеста» (1958, Мангейм, балетм. Вигман), «Ифигения в Тавриде» (1974, Вупперталь, балетм. Бауш) и др. В СССР пост, балет «Клитемнестра» на муз. из разл. опер Глюка (2-й акт спектакля «Ифигения», 1972, Ленингр. Малый т-р, балетм. Н.А. Долгушин).

ЭДВАРД ГРИГ

(Grieg) Эдвард Хагеруп(15.6.1843, Берген, — 4.9.1907, там же)
- норв. композитор. Основоположник норв. муз. классики. Окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепьяно и композиции (1862). Концертировал с исполнением своих произв. во мн. городах Европы как пианист и дирижёр (1902, Варшава и Рига). Автор соч. для фортепьяно, романсов, камерных ансамблей, хоровых и оркестровых произв., музыки к драматич. спектаклям. Творчество Грига связано с норв. песенным и танц. фольклором, обогащенным композитором высшими достижениями муз. романтизма. Насыщенная танц. ритмами, музыка Грига часто привлекала хореографов (танцевально-концертные номера — «Танец Анитры», балетм. А.А. Горский, 1901; ряд миниатюр Л.В. Якобсона, и др.). На музыку Грига пост, балеты: «Любовь быстра» (1913, Большой т-р, балетм. Горский), «Сольвейг» (муз. ред. Б.В. Асафьева, 1922, Петрогр. академич. т-р оперы и балета, балетм. П.Н. Петров; новый вариант, 1952, муз. ред. Асафьева и Корнблита, Ленингр. Малый т-р, балетм. Якобсон), «Ледяная дева» (муз. ред. Асафьева, 1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф.В. Лопухов), «Двенадцатая ночь» (1942, «Интернэшонал балле», балетм. А. Хоуард), «Пер Гюнт» (муз, ред. Я.А. Вощака, Н.И. Трегубова, 1940; 1955, Львовский т-р оперы и балета, балетм. Трегубов), «Фея Рондских гор» (1980, Т-р им. Кирова, балетм. О.М. Виноградов). Балетное воплощение получили также концерт для фортепьяно с оркестром Грига («Концерт», 1951, Париж, балетм. Ж. Шарра; 1953, балетм. В. Ламбринос), «Из времён Хольберга» (1967, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко, 1970, Нью-Йорк, балетм. А. Митчелл) и др. "Д"


Дворжак  Антонин

(Dvorak)


(8.9.1841, Нелагозевес на Влтаве,—1.5.1904, Прага)
- чеш. композитор и дирижёр.

В своих произведениях Дворжак часто использовал разл. танц. жанры: им написаны менуэты, фурианты, вальсы, мазурки, шотландские танцы. Прославленные «Славянские танцы» поэтически воссоздают ритмы и интонац. обороты чеш., словацкого, польского, сербского и украинского фольклора. Симфония., инструментальное и оперное творчество Дворжака также пронизано нац. чешскими и словацкими (в нек-рых произв. позднего периода — негритянскими и индейскими) интонациями и ритмами. Среди балетов на муз. Дворжака: «Славянские танцы» (1901, Нац. т-р, Прага, балетм. А. Вискузи), «Поэма» (на муз. симфония, поэмы «Водяной», 1967, Брауншвейг, балетм. М. Тауберт), «Дворжак — вариации» (на муз. Симфонических вариаций для струнного оркестра, 1976, «Лондон фе-стивал балле», Лондон, балетм. Р. Хайнд), «Симфония из Нового света» (1971, Балет Валлонии, Бельгия, балетм. X. Лефебр), «Листья увядают» (1975, «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк, балетм. А. Тюдор), «Струнный квартет» (на муз. «Американского квартета», 1976, «Нортерн дане тиэтр», Великобритания, балетм. Т. Тарп) и др.


                                                     Дебюсси (Debussy)
                                              Клод Ашиль
 

 
(22.8.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа,—25.3.1918, Париж)
- франц. композитор.


Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Э. Гиро и фортепьяно А. Мармонтеля (1884). Выступал как пианист и дирижёр с исполнением собств. произведений. Неоднократно посещал Россию (1881, 1882, 1913) и испытал сильное влияние рус. музыки, особенно Мусоргского. Дебюсси является основоположником импрессионизма в музыке. Для его произв. характерна передача тончайших нюансов чувств и впечатлений от природы, изысканная звукопись, оригинальность гармонии и инструментовки. Муз. образам Дебюсси свойственны несколько расплывчатые контуры, богатый и утончённый колорит. Дебюсси — автор опер, произв. для оркестра, камерных ансамблей, инструм. пьес и романсов, балетов: «Игры» (1913, В.Ф. Нижинский), «Ящик с игрушками» (1913, пост. 1919, орк. А. Шапле, «Т-р лирик», Париж, балетм. А. Элле), «Камма» (1912, пост. 1947, орк. Ш. Кеклена, «Опера комик», Париж, балетм. Ж.Ж. Эчевери). Прелюдия Д. для симфония, оркестра «Послеполуденный отдых фавна» послужила основой многократных воплощений в балете и является одним из популярных произв. многих трупп мира: 1912, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. В.Ф. Нижинский; 1935, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1947, Нем. гос. опера, Берлин, балетм. Т. Гзовская; 1953, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Роббинс, показан в СССР труппой парижской Оперы в 1977; 1967, «Комише опер», Берлин, балетм. Т. Шиллинг, и др.

На муз. Дебюсси ставились балеты и танц. номера: «Мученичество св. Себастьяна» на муз. одноим. мистерии (1911, балетм. М.М. Фокин), «Облака» и «Сирены» (1913, балетм. Л. Фуллер), «Менестрели» (1929, Нью-Йорк, балетм. Ч. Вейдман), «Весна» (1945, Париж, балетм. Эчевери), «Серый ангел» (1953, Довиль, балетм. Ж. Скибин), «Мане» (1956, Брюссель, балетм. Эчевери), «Затишье» на муз. трёх частей из струнного квартета (1956, балетм. Т. Болендер), «Ночной остров» на муз. «Шести античных эпиграфов» в орк. Э. Ансерме (1965, балетм. Р. ван Данциг), «Избранница» (1966, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер), «Концертная сюита» (1956, парижская Опера, А. Чичинадзе), «Невеста ветра» на муз. струнного квартета (1967, балетм. Секуойо), «Море» (1968, «Комише опер», Берлин, балетм. Т. Шиллинг), «Бодлер» на муз. Д. и Вагнера (1968, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), «Песни Билитис» (1970, Лондон, балетм. Дж. Коули), «Туманы» на муз. фп. прелюдий (1970, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; показан в СССР в 1972 под назв. «Прелюдии»), «Цветы зла» (1971, Балет XX века, Брюссель, балетм. Бежар), «Затонувший собор» (1975, Гаага, балетм. И. Килиан).

В СССР: «Вальс» (1938, балетм. Л.В. Якобсон), «Лунный свет», концертный номер (балетм. А.А. Лапаури), «Триптих на темы Родена» («Вечная весна» на муз. «Арабески», «Поцелуй» на муз. «Лунного света», «Вечный идол» на муз. романса «Чудесный вечер», все — 1958, Т-р им. Кирова, балетм. Якобсон), «Сиринкс» (1965, Ленингр. филармония, балетм. Г.Д. Алексидзе), «Лунный свет» (1977, балетм. Е. Ковтун) и др.



Делиб (Delibes)
 Клеман Филибер Лео

 
(21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта,— 16.1.1891, Париж)
- франц. композитор.


Член Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (у А. Адана). В 1865—72 хормейстер парижской Оперы. С 1881 профессор Парижской консерватории по классу композиции. В наибольшей степени дарование Д. проявилось в области театр, музыки (оперетты, оперы, музыка для драматич. спектаклей). Балетная муз. Д. подытоживает полувековой путь франц. романтич. балета; её новаторские черты, развитие драматич. начала в танце предвосхитили «симфонические балеты» 2-й пол. 19 — нач. 20 вв.

Глубокое понимание специфики балетного спектакля и высокое оркестровое мастерство проявились уже в первом балете Делиба «Ручей» (совм. с Л. Минкусом и Э. Дельдевезом; Делибу принадлежат 2-я и 3-я картины; 1866, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон; 1902, Мариинский т-р, балетм. А. Коппини). Эта музыка использована в балете «Праздничный вечер» (1925, парижская Опера, балетм. Л. Статс; возобн., там же, 1974). Партитура балета «Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» (по новелле Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек»; 1870, там же, балетм. А. Сен-Леон) обладает композиц. целостностью, разнообразием нац. колорита жанровых сцен и сочетает лирико-драматич. и комедийное начала: «...это первый балет, в к-ром музыка составляет не только главный, но и единственный интерес», — писал П.И. Чайковский, высоко оценивший также изящество, мелодич., рит-мич. и гармонич, богатство музыки Делиба. Принцип сквозного развития балетно-муз. драматургии свойствен и последнему балету Делиба «Сильвия, или Нимфа Дианы» (на сюжет из драматич. пасторали Т. Тассо «Аминта»; 1876, там же, балетм. Л. Мерант). Помимо этих балетов, перу Делиба принадлежит дивертисмент «Оживлённый сад» в балете Адана «Корсар» (1868, Большой т-р, Петербург).


Дельдевез (Deldevez)
Эдуар Мари Эрнест



 (31.5.1817, Париж,—6.11.1897, там же)
- франц. композитор, скрипач и дирижёр.

Окончил Парижскую консерваторию (у Ф. Галеви и А. Бертона). Был дирижёром парижской Оперы. С 1874 проф. Парижской консерватории. Автор опер, симфоний, духовных соч., балетов: «Леди Генриетта, или Гринвичская служанка» (совм. с Ф. Флотовым и Ф. Бургмюллером, Дельдевезу принадлежит 3-е действие; 1844, балетм. Ж. Мазилье), «Эвхариса» (балет-пантомима, 1844, балетм. Ж. Коралли), «Пахита» (1846, балетм. Мазилье) — все в парижской Опере, «Мазарина, или Королева Абруццы» (под назв. «Катарина, дочь разбойника», пост. в 1847, «Театр де ла Монне», Брюссель), «Vert-Vert» (балет-пантомима, совм. с Ж.Б. Тольбеком; Дельдевез написал 1-й акт и часть 2-го; 1851, парижская Опера, балетм. Мазилье), «Бандит Янко» (1858, т-р «Порт-Сен-Мартен», Париж, балетм. Оноре). Один из авторов балета «Ручей» (совм. с Л. Делибом и Л. Минкусом; 1866, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон).


Джорца (Giorza) Паоло
(11.11.1832, Милан,—25.5.1914, Сиэтл, США)
- итал. композитор.

Сочинил св. 70 балетов, к-рые были пост. балетмейстерами: Дж. Рота — «Белые и чёрные» («Хижина дяди Тома», 1853, «Ла Скала», Милан), «Клеопатра» (1859, там же); Рота и Ж. Сен-Жоржем — «Маска, или Венецианские ночи» (1864, парижская Опера); Дж. Казати — «Шекспир, или Сон в летнюю ночь» (1855, «Ла Скала»); П. Бори — «Обманщица» (1856, Вена), «Родольфо» (1858, «Ла Скала»); А. Паллерини — «От хитрости к хитрости» (1857, Палермо), «Ариэлла, или Цветок Арно» (1862, «Ла Скала»); Д. Ронцани — «Парижский озорник» (1858, «Ла Скала»); Э. Виотти — «Мадемуазель де Лавальер» (1858, т-р «Фениче», Венеция); П. Тальони — «Леонильда, или Невеста флибустьера» (1865, «Ла Скала»); Ж. Перро — «Дочь бандита» (1857, Парма); Л. Манцотти—«Нарента» (1887, «Ла Скала») и мн. др.

 

Доницетти (Donizetti) Гаэтано
 

(29.11.1797, Бергамо,—8.4.1848, там же)- итал. композитор.

Учился в Болонском музыкальном лицее (у С. Маттеи). Один, из крупнейших представителей итал. романтич. оперной школы. Ряд опер Доницетти, написанных для постановок в парижской Опере, включал развёрнутые балетные дивертисменты: «Мученики» (1840, балетм. Ж. Коралли), «Фаворитка» (1840, балетм. Ф.Д. Альбер) и «Дон Себастьян Португальский» (1843, балетм. тот же). На муз. Доницетти пост, балеты: «Доницетти-вариации» (на муз. из оперы «Дон Себастьян», 1960, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Доницеттиана» (1967, Франкфурт, балетм. Т. Болендер), «Фаворитка» (1969, «Харкнесс балле», Нью-Йорк, балетм. Б. Харкарви) и др. На темы из опер «Фаворитка» и «Дон Себастьян» комп. Д. Апайвор написал балет «Венециана» (1953, «Сэдлерс-Уэллс балле», Лондон, балетм. А. Хоуард). 


                                                     Дриго (Drigo)
Риккардо (Ричард Евгеньевич)
 
(30.6.1846, Падуя,—1.10.1930, там же)- композитор и дирижёр.

По национальности итальянец. Учился в консерватории в Венеции. С нач. 70-х гг. дирижёр оперных т-ров Венеции и Милана. С 1878 дирижёр Итал. оперы в Петербурге, с 1886 дирижёр и композитор балета Мариинского т-ра. В России жил св. 40 лет. Участвовал в первых пост, в Петербурге балетов П.И. Чайковского («Спящая красавица», 1890, балетм. М.И. Петипа, «Щелкунчик», 1892, балетм. Л.И. Иванов) и А.К. Глазунова («Раймонда», 1898, балетм. Петипа). После смерти Чайковского Дриго редактировал музыку «Лебединого озера» (совм. с М.И. Чайковским), инструментовал для петерб. пост. (1895) ряд фортепьянных пьес Чайковского, включённых в балет. Эта редакция балета получила всеобщее признание. Дриго в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба. Музыка лучших балетов Дриго изящна, мелодична, удобна для танца. Особенно популярен его балет «Арлекинада» (1900, Эрмитажный т-р, затем Мариинский т-р, балетм. Петипа), ставящийся во мн. странах мира. Ему принадлежит музыка балетов «Очарованный лес» (1887, Мариинский т-р, балетм. Л.И. Иванов), «Талисман» (1889, там же, балетм. Петипа), «Волшебная флейта» (1893, там же, балетм. Иванов), «Пробуждение Флоры» (1894, там же, балетм. Петипа), «Прелестная жемчужина» (1896, Большой т-р, Москва, балетм. Петипа), «Роман розы и бабочки» («Роман бутона розы», 1919, Мариинский т-р, балетм. А.И. Чекрыгин), вставные номера к балетам др. авторов. В 1920 Дриго возвратился в Италию. "Ж"

Жар, Жарр (Jarre) Морис

 (р. 13.9.1924, Лион) - франц. композитор.

Учился в Парижской консерватории (у Л. Обера и А. Онеггера). В 1950-х гг. был муз. руководителем Нац. народного т-ра (ТНП), работает в «Комеди Франсез». Жар — автор музыки к драматич. спектаклям и кинофильмам, оркестровых сочинений, оперы-балета «Армида» (1954), балетов: «Маски женщин» (1951, Дармштадт), «Убитый поэт» (1958, балетм. Р. Ауль), «Докучливые встречи» (1958, Эдинбург; 1963, Шарлеруа, балетм. Ж. Скибин), «Мальдорор» (1962, «Балле де Пари», балетм. Р. Пти), «Собор Парижской богоматери» [1965, парижская Опера, балетм. тот же; наиболее известный из его балетов; показан на гастролях в СССР труппами парижской Оперы (сезон 1969/70) и Марсельского балета (1974); пост, в Т-ре им. Кирова в 1978], «Аор» (совм. с И. Вакевичем, 1971, парижская Опера, балетм. Н. Шмуки) и «В честь Айседоры» (1977, Нарбонн, балетм. Ж. Бастьен).


Жид (Gide) Казимир (4.7.1804, Париж,—18.2.1868, там же)
- франц. композитор. Автор опер, а также балетов (все пост, в парижской Опере): «Остров пиратов» [совм. с Карлини, 1835, балетм. Анри (Боннашон)], «Хромой бес» (1836, балетм. Ж. Коралли; 1839, Петербург, балетм. А. Титюс), «Птичник» (1838, балетм. Ф. Эльслер), «Тарантул» (1839), «Озай» (1847) и «Искушение» (опера-балет, совм. с Галеви, 1832) — все три балетм. Коралли. "К"

Кавос
Катерино Альбертович


[30.10.1775, Венеция,—28.4 (10.5). 1840, Петербург] -
рус. композитор и дирижёр.

По нац. итальянец. Сын венецианского хореографа Альберто Кавоса. Учился у Ф. Бьянки. С 1799 служил при дирекции имп. т-ров в Петербурге. С 1806 капельмейстер рус. оперы, с 1822 инспектор придворных оркестров, с 1832 директор музыки. Кавос внёс большой вклад в развитие рус. муз. т-ра, способствовал формированию репертуара, воспитанию артистов и музыкантов. Балетная музыка Кавоса всегда была детально согласована со сценарием. Кавосу принадлежит св. 50 музыкально-театральных произведений. Писал балеты гл. обр. на темы античной мифологии, ср.-век. поэзии, на пушкинские сюжеты (пост. балетм. Ш. Дидло): «Зефир и Флора» (1808), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816), «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (совм. с Т.В. Жучковским, 1819), «Федра и Ипполит» (1821), «Кавказский пленник, или Тень невесты» (по поэме А.С. Пушкина, 1823). Сотрудничал также с балетм. И.И. Вальберхом, поставившим на муз. К. балеты-дивертисменты: «Ополчение, или Любовь к отечеству» (1812), «Торжество России, или Русские в Париже» (1814) и др.


Казелла (Casella) Альфредо


(25.7.1883, Турин,— 5.3.1947, Рим) -
итал. композитор, пианист, дирижёр и муз. писатель.


Окончил Парижскую консерваторию (у Г. Форе). Много концертировал, в т.ч. в России (1907, 1909) и в СССР (1926 и 1935). В 1917 основал в Риме Нац. муз. об-во. Казелла — один из представителей неоклассицизма в итал. музыке. Автор опер, симфонич. и фп. произв., балетов: «Монастырь над водой» («хореографич. комедия», под назв. «Венецианский монастырь», 1925, т-р «Ла Скала», Милан, балетм. Н. Гуэрра), «Ревнивые комедианты» (на муз. «Скарлаттианы» для фп. и струн, оркестра, 1932, Монте-Карло, балетм. Б. Нижинская), «Комната рисунков» (др. назв. — «Балет для Фульвии», детский балет, 1940, «Театро делле арти», Рим, балетм. А. Миллош), «Роза сновидения» (на муз. «Паганинианы» для орк., 1943, римская Опера, балетм. тот же), «Лесное каприччио» (на эту же муз., 1943, «Гос. опера», Вена, балетм. Э. Ханка), «Лазурный бродяга» (1957, «Пикколо Скала», Милан, балетм. Л. Новаро). Наиболее известный балет К. — «Кувшин» (1924, труппа Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Берлин).


Кампра (Campra) Андре

 (4.12.1660, Экс-ан-Прованс, деп. Буш-дю-Рон,—14.6.1744, Версаль)
- франц. композитор.

Работал церк. капельмейстером в Тулоне, Тулузе и Париже (с 1723 в королев. капелле), с 1730 возглавлял Королевскую академию музыки. Кампра — автор «лирич. трагедий» и опер-балетов (всего 43). В последнем жанре был самым значительным мастером после Люлли. В муз. Кампра заметно сильное итал. влияние. Одним из первых он ввёл в свои соч. народно-бытовые песни и танцы, уделяя внимание их тонкой ритмич. разработке.

Среди произв. Кампра для т-ра — оперы-балеты (все пост. в Королевской академии музыки): «Галантная Европа» (1697), «Венецианский карнавал» (1699), «Аретуза, или Месть Амура» (1701), «Музы» (1703), «Триумф Любви» (переработка одноим. оперы-балета Люлли, 1705), «Венецианские празднества» (1710), «Любовь Марса и Венеры» (1712), «Века» (1718), а также балеты — «Судьба нового века» (1700), «Балет венков» (балетм. Фроман, 1722; оба поставлены в «Коллеж Луи ле Гран», Париж) и «Балет, представленный в Лионе перед маркизом д'Арленкур» (1718).

Оперы-балеты Кампра ставятся и в 20 в., напр.: «Венецианские празднества» (1970, Фестиваль в Шветцингене, балетм. И. Сертич), «Галантная Европа» (1972, телеспектакль, балетм. П. Лакот), «Венецианский карнавал» (фестиваль в Экс-ан-Прованс, балетм. Н. Шмуки). На муз. Кампра поставлен балет «Гирлянда Кампра» (1966, балетм. Дж. Тарас).


Караев Кара Абульфаз оглы


 
(5.2.1918, Баку — 1982)
- сов. композитор, педагог и обществ, деятель.

Нар. арт. СССР (1959), акад. АН Азерб. ССР (1959). Герой Социалист ич. Труда (1978). Чл. КПСС с 1949. Чл. ЦК КП Азербайджана (с 1960). В 1946 окончил Моск. консерваторию (по классу Д.Д. Шостаковича). Творч. деятельность начал в 1937.

Новаторское мастерство Караева, высокая идейность, народность, красота и яркость муз. образов особенно проявились в его балетной музыке. Этапом в развитии сов. хореографич. иск-ва стал балет «Семь красавиц» (по поэме Низами, 1952, Т-р им. Ахундова, балетм. П.А. Гусев). Музыка этого произв. симфонична, театрально-рельефна, в ней развиваются традиции азерб. нар. муз. творчества, синтезируются принципы балетной классики и совр. муз. иск-ва. Многоплановое решение темы, симфонизм, смелые композиц. приёмы характерны для балета «Тропою грома» (по роману П. Абрахамса, 1958, Т-р им. Кирова, балетм. К.М. Сергеев, Ленинская пр., 1967). Тема балета получила высокохудожеств. муз.-драм, претворение; в музыке оригинально преломлена стилистика негритянского муз. фольклора. Симф. поэма Караева «Лейли и Меджнун» легла в основу одноактного балета «Лейли и Меджнун» (1969, Т-р им. Ахундова, балетм. Н.М. Назирова), музыку к-рого отличают эмоциональность, действенность, сочетание драматичности и тонкого лиризма.

С 1953 пред., первый секретарь Союза композиторов Азерб. ССР, с 1962 секретарь правления Союза композиторов СССР. С 1946 вел педагогич. работу (с 1959 проф.). Гос. пр. СССР (1946, 1948), Гос. пр. Азерб. ССР им. М.Ф. Ахундова (1965).


Каретников
Николай Николаевич


(28.6.1930, Москва — 9.10.1994, Москва)
- сов. композитор.

В 1953 окончил Моск. консерваторию (педагог В.Я. Шебалин). Автор симфонич., вок. и камерно-инструм. произв., музыки балетов: «Геологи» («Героическая поэма», 1956; пост. 1964, Большой т-р, балетм. Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв), «Ванина Ванини» (1962, там же, балетм. те же), «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (по Гофману, 1958; пост. 1970, «Опернхауз», Ганновер).


Клебанов
Дмитрий Львович


[12 (25).7.1907, Харьков—1987]
- сов. композитор, педагог.

Засл. деят. иск-в Укр. ССР (1967). В 1926 окончил Харьковский музыкально-драматич. ин-т (педагог С.С. Богатырёв). В 1927—28 артист оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета, затем — дирижёр в т-рах Харькова, симф. оркестра Харьковского радиокомитета. Автор опер, муз. комедий, инструм. и др. соч., балетов «Аистёнок» (1937, выпускной спектакль Московского хореографич. училища, на сцене филиала Большого т-ра, новая сценич. ред. 1955) и «Светлана» (1939, Большой т-р). С 1934 преподаватель Харьковского ин-та иск-в, с 1960 — профессор. В 1948—49 пред. правления Харьковского отделения Союза композиторов УССР.


Кодай (Kodaly) Зольтан


(16.12.1882, Кечкемет,— 6.3.1967, Будапешт)
- венг. композитор.

Автор опер, симфонич., камерных, хоровых и вокальных соч. На его муз. пост, балеты: «Жалоба» (1930, Нью-Йорк, балетм. М. Грэхем), «Куруцкая сказка» (на муз. «Марошсекских танцев» и «Танцев из Таланты», 1935, Будапешт, балетм. А. Миллош), «Короткая месса военных времён» (1958, Нью-Йорк, балетм. X. Лимон). Балетм. И. Экк для труппы Печский балет пост. балеты на муз. Кодая: «Летний вечер» (1970), «Лети, павлин» (1971), «Соната» (на муз. сонаты для виолончели и фортепьяно, 1972).


Копленд (Copland) Аарон


 (14.11.1900, Нью-Йорк,—2.12.1990)
- амер. композитор.


Ученик Р. Гольдмарка и Н. Буланже. Автор опер, симфонич., камерных соч., балетов: «Грог» (1932, не пост.), «Слушай! Слушай!» (1934, балетм. Р. Пейдж), «Парень Билли» (1938, «Балле караван», балетм. Ю. Лоринг), «Родео» (1942, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. А. Де Милль), «Весна в Аппалачских горах» (1944, для труппы М. Грэхем, она же балетмейстер), «Танцующие панели» (1963, Мюнхен, балетм. X. Розен).

Мн. балетмейстеры использовали и др. произв. Копленда: на «Музыку для театра» балетм. А. Тюдор пост. «Расписание» (1941, «Балле караван»), П. Даррелл — «Уроки любви» (1966), Й. Ульрих — «Балет для театра» (1973); на муз. «Мексиканский кабачок», под тем же назв. — Д. Хамфри (1943); на муз. вариаций для фп. балетм. П. Конер пост. «Кассандру» (1953); на муз. концерта для кларнета и струнного оркестра Дж. Роббинс пост. «Крысолов» (1951) и «Разноцветный дудочник» (1956); на муз. «Салун в Мехико» и «Кубинские танцы» Дж. Картер пост. «Импровизации» (1962); на муз. «Танцевальной симфонии» Т. Рууд пост. «Многомужие» (1973); на муз. «Connotations for orchestra» Дж. Ноймайер пост. «Гамлет: подразумеваемое» (1976) и др.


Корещенко
Арсений Николаевич


[6(18).12.1870, Москва,—6.1.1921, Харьков]
- рус. композитор, дирижёр, педагог, пианист, муз. критик.

Окончил Моск. консерваторию (1891). Автор опер, симфонич., камерных, вокальных соч., балета «Волшебное зеркало» (1903, Мариинский т-р, балетм. М.И. Петипа; 1905, Большой т-р, балетм. А.А. Горский). Развивал традиции П.И. Чайковского и А.С. Аренского.


Крейн
Александр Абрамович



[8(20).10.1883, Нижний Новгород,
ныне Горький,—21.4.1951, пос. Старая Руза Моск. обл.] - сов. композитор.

 Засл. деятель иск-в РСФСР (1934). Окончил Моск. консерваторию как виолончелист (1908). Брал уроки композиции у Б.Л. Яворского и Л.В. Николаева. Автор опер, соч. для хора и оркестра, камерных ансамблей. Для музыки Крейна характерна эмоциональная насыщенность, ориентация на традиции композиторов «Могучей кучки», франц. импрессионистов, А.Н. Скрябина. Среди его значит, работ — балеты «Лауренсия» (1939, Т-р им. Кирова, балетм. В.М. Чабукиани) и «Татьяна» (соч. 1943; 2-я ред.— «Дочь народа», 1947, Т-р им. Кирова, балетм. В.П. Бурмейстер).


Крейцер (Kreutzer) Родольф


(16.11.1766, Версаль,—6.1.1831, Женева)
- франц. композитор, скрипач и дирижёр.

По национальности немец. Ученик А. Стамица. Был профессором Парижской консерватории (по классу скрипки), дирижёром парижской Оперы (1816—27). Автор опер, в т. ч. опер-балетов — «Триумф марта месяца, или Колыбель Ахилла» (1811, балетм. П. Гардель), «Счастливое возвращение» (совм. с Персюи и Бертоном; 1815, балетм. Л. Милон и Гардель), «Боги-соперники, или Празднества Питеры» (совм. с Бертоном, Спонтини, Персюи, 1816), и балетов — «Поль и Виргиния» (1806, балетм. Гардель), «Любовь Антония и Клеопатры» (балет-пантомима, 1808. балетм. Ж.Ф. Омер), «Празднество Марса» (дивертисмент-пантомима, 1808, балетм. Гардель), «Венецианский карнавал, или Испытанное постоянство» (совм. с Персюи, 1816, балетм. Милон), «Оправданная служанка» (1818, балетм. Гардель), «Клари, или Брачное обязательство» (1820, балетм. Милон) — все пост, в парижской Опере. "Л"

Лало (Lalo)
Эдуар Виктор Антуан



(27.1.1823, Лилль,—22.4.1892, Париж)
- франц. композитор и скрипач.


По нац. испанец. Учился в Лилльской и Парижской консерваториях (по композиции — у Ю. Шульгофа). Автор опер, инструм. и оркестровых произв., а также балета «Намуна» (на сюжет поэмы А. Мюссе, балетм. Л. Петипа, парижская Опера, 1882; возобн. Л. Статсом, там же, 1908). На муз. этого балета С. Лифарь поставил бессюжетный балет «Сюита в белом» (парижская Опера, 1943; возобн., 1977; под назв. «Чёрное и белое» в «Нуво балле де Монте-Карло», Монте-Карло, 1946). Был показан труппой парижской Оперы в СССР в 1958 и 1969/70. Музыка балета танцевальна, связана с франц. и исп. фольклором.


Лепин (Лепиньш) Анатолий Яковлевич
 [р. 4(17).12.1907, Москва—24.10.1984]
- сов. композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Чл. КПСС с 1949. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции (ученик А.Н. Александрова) и историко-теоретич. отделение. Автор оперы, оперетт, симф. и вок. произв., балетов: «Лайма» (1947, Рижский т-р, балетм. Е.А. Тангиева-Бирзниек), «Рассвет» (1950, там же), «Джунгли большого города» (1959, Т-р им. Лысенко, балетм. И.К. Ковтунов), «Песня о Гайавате» (1974).


Лист (Liszt) Ференц (Франц)


(22.10.1811, Доборьян,— 31.7.1886, Байрейт)
- венг. композитор, пианист и дирижёр.

Композиции учился у А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи. Лист — один из крупнейших представителей романтизма в европ. иск-ве. Его богатое творч. наследие охватывает мн. жанры инструментальной, симфонич. и вокальной музыки. В своих программных сочинениях Лист воплотил образы мировой лит-ры. Содержательный мир его музыки сложен и многозначен; муз. языку присущи новизна и богатый мелодизм. Нередко он использовал венг. песенно-танц. фольклор (напр., «вербункош» — в «Венгерских рапсодиях»), а также исп. и др. Эти качества музыки Листа привлекали к ней внимание хореографов ещё при жизни композитора (в Берлине в 1876 балетм. П. Тальони и К. Телле пост, балет «Рококо»).

Др. балеты на муз. Листа: «Прелюды» (1913, Мариинский т-р, балетм. М.М. Фокин; 1928, Нью-Йорк, балетм. Р.Сен-Дени), «Возлюбленная» (на муз. Л., Шуберта и др., 1928, Париж, балетм. Б.Ф. Нижинская), «Пештский карнавал» (1930, балетм. Э. Брада), «Венгерские фантазии» (1933, балетм. Я. Цеплиньский), «Вечные похороны» (на муз. «Погребального шествия» и «Траурного марша» в аранжировке Л. Вейнера, 1934, балетм. А. Турнай) — все в Венг. оперном т-ре; «Мефисто-вальс» (1934, Лондон, балетм. Ф. Аштон; 1945, Париж, балетм. Р. Пти; 1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), «Гамлет» (1934, Париж, балетм. Нижинская), «Трансцендентность» (1934, Хартфорд, балетм. Дж. Баланчин), «Видения» (1936), «Данте-соната» (1941), «Видение Маргариты» (1952), «Маргарита и Арман» (1963) — все в Лондоне, балетм. Аштон; «Грёзы любви» (1942), «Новогодний вечер в Пеште» (1945) — оба в Венг. оперном т-ре, балетм. Д. Харангозо; «Орфей» (1955, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская), «Орфей и Эвридика» (1966, Вена, балетм. А. Миллош), «Созвездия» («Полёт», на муз. 1-го фп. концерта Л., 1969, балетм. Лифарь), «Силовые линии» (1972), «Фауст-симфония» (1973), «Пляска смерти» (1976) — все в Печском балете, балетм. И. Экк; «Отелло» на муз. 1-й части «Фауст-симфонии» (1971, Лондон, балетм. П. Даррелл), «Майерлинг» на муз. Листа в аранжировке Дж. Ланчбери (1978, Лондон, балетм. К. Макмиллан) и др.


Люлли (Lully) Жан Батист

(Джованни Баттиста Лулли, Lulli)
(28.11.1632, Флоренция,—22.3.1687, Париж)
- франц. композитор.

По национальности итальянец. С 1646 жил в Париже, где был придворным скрипачом и композитором (с 1653). С 1672 возглавлял Королевскую академию музыки (выступал в качестве композитора, дирижёра, педагога, режиссёра и балетмейстера).

Автор мн. балетов и дивертисментов для придворных празднеств в Лувре, Версале, Тюильри и др.: «Ночь» (совм. с Ж. де Камбефором и Ж.Б. Боэссе; балетм. Шанси, Молье, Манюэль, Верпре и Люлли, 1653), «Пословицы», «Свадьба Пелея и Фетиды» (дивертисмент для оперы Каприоли), «Время» (1654), «Развлечения» (1655), «Желанные» (1655), «Психея, или Сила Любви» (1656), «Галантность времени» (1656), «Больной Амур» (дивертисмент для оперы Мараццоли, 1657), «Прерванные развлечения» (1657), «Алкидиана» (1658), «Насмешка» (1659), «Ксеркс» (дивертисмент для оперы Кавалли, 1660), «Перепродажа одежд балета и комедии», «Нетерпение», «Времена года» (все — 1661), «Влюблённый Геркулес» (дивертисмент для оперы Кавалли, 1662), «Сельская свадьба» (балет-маскарад, 1663), «Замаскированная любовь» (1664), «Рождение Венеры», «Гвардейцы», «Капитан» (балет-маскарад), «Маленький балет Фонтенбло» (все — 1665), «Триумф Вакха в Индии» («Балет де Креки», 1666), «Музы» (1666), «Карнавал» («Королевский маскарад, или Великий венценосец», 1668), «Флора» (1669), «Юность» (1669), «Пифийские игры» (1670), «Празднества Амура и Вакха» (балетм. П. Бошан, 1672) и др.

В истории балетного т-ра особенно большое значение имело сотрудничество Люлли с Мольером, для комедий-балетов к-рого Люлли писал дивертисменты (танцы, пантомимы, увертюры), нередко выступая в качестве балетмейстера и танцовщика.

Люлли был также основоположником «лирич. трагедии» во франц. музыкальном т-ре (всего 20) и крупнейшим мастером оперы-балета (всего 15), в т.ч.: «Триумф любви» (балетм. Бошан и Л. Пекур, Сен-Жермен-ан-Ле, 1681), «Храм мира», «Идиллия мира», «Версальская эклога» (все 1685) и др. В этих произведениях хореографич. номера занимали значит, место. Танцы Люлли, разнообразные по жанру (марши, менуэты, гавоты, сарабанды и пр.), контрастные по ритмике и темпу, тонко инструментованные, по своему значению выходили за рамки простого дивертисмента и нередко выполняли драматич. задачу, следуя сценич. действию (что явилось для того времени настоящей реформой балетного т-ра и музыки). Возвышенному благородству танцевальной музыки Люлли отвечала хореография Бошана. Сценич. постановки балетов и опер Люлли, ставшие одной из вершин европ. музыкального т-ра, открыли историю классич. европ. балета нового времени.

Оперы-балеты Люлли и его танцевальная музыка привлекают совр. хореографов (напр., «Триумф любви», балетм. X. Ландер, Королевский датский балет, 1962, и др.).


Лядов
Анатолий Константинович


 [29.4(11.5).1855, Петербург,—15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.]
- рус. композитор, дирижёр.


Продолжатель традиций М.И. Глинки и композиторов «Могучей кучки», Лядов в нач. 20 в. отразил в своём творчестве и нек-рые тенденции новейших художеств, течений. Его музыке свойственна танцевальная пластичность. Среди фп. произв. Лядова — мазурки, вальсы, польки, сарабанды, кадриль. В 1910 для танцовщицы Иды Рубинштейн он написал симфонич. «Танец амазонки». К последнему периоду жизни Лядова относятся замыслы двух балетов — «Жар-птица» и «Лейла и Алалей».

Музыка Лядова использовалась в балетном т-ре. В сезоне 1915—16 Л.Ф. Мясин пост. в Париже на муз. Лядова одноактные балеты — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга». В числе др. пост.: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (на сюжет А.С. Пушкина, музыка В.М. Дешевова на темы Л.; 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А.Л. Андреев и Б.А. Фенстер; 1960, Белорус, т-р оперы и балета, новая ред. Андреева), «Русские миниатюры» (на муз. Л., Алябьева, Глинки, Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой т-р, балетм. В.А. Варковицкий).
Категория: Композиторы | Добавил: sasha-dance (30.09.2010)
Просмотров: 3407 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета