Ирина
Сироткина.

Свободное движение и
пластический танец в России
Эта книга – о культуре движения в
России от Серебряного века до середины 1930-х годов, о свободном танце –
традиции, заложенной Айседорой Дункан и оказавшей влияние не только на
искусство танца в ХХ веке, но и на отношение к телу, одежде, движению.
В первой части, «Воля к танцу», рассказывается о
«дионисийской пляске» и «экстазе» как утопии Серебряного века, о танцевальных
студиях 1910-1920-х годов, о научных исследованиях движения, «танцах машин» и
биомеханике. Во второй части, «Выбор пути», на конкретном историческом
материале исследуются вопросы об отношении движения к музыке, о танце как
искусстве «абстрактном», о роли его в эмансипации и «раскрепощении тела» и,
наконец, об эстетических и философских принципах свободного танца.
Уникальность
книги состоит в том, что в ней танец рассмотрен не только в искусствоведческом
и культурологическом, но и в историко-научном контексте. Основываясь как на
опубликованных, так и на архивных источниках, автор обнажает связь
художественных и научных исканий эпохи, которая до сих пор не попадала в поле
зрения исследователей.
Содержание
Благодарности
Часть I. Воля к танцу
Глава 1. Пляски Серебряного века
Родная античность
Танцевализация жизни
Техника экстаза
Укрощение пляски
Глава 2. Плясовая коммуна
Ностальгия по общине
«Гептахор» - семь пляшущих
Глава 3. Студии пластики
Московские студии
Классы пластики Эллы Рабенек
Студия Франчески Беаты
Ритмика Нины Александровой
«Синтетический танец» Инны Чернецкой
«ХаГэ» Людмилы Алексеевой
«Искания в танце» Александра Румнева
Театр танца Веры Майя
«Свободный балет» Льва Лукина
Московская школа Айседоры Дункан
«Остров танца» Николая Познякова
«Искусство движения» Валерии Цветаевой
«Театр пластического балета» Инны Быстрениной
Пролеткульт
Студии
Петрограда/Ленинграда
Школа пластики Клавдии Исаченко
Студия Зинаиды Вербовой
Художественное движение в Институте им. Лесгафта
Тифлисские студии
Институт ритма и пластики Србуи Лисициан
«Священные движения» Георгия Гурджиева
Закрытие студий
Глава 4. Эксперименты с движением
Танец в лаборатории
Кинемалогия
Художественная физкультура
Искусство и наука движения
Танец на экспорт
Глава 5. Танцы машин
Человек-оркестр
Мастфор
НОТ и НИТ
Глава 6. Взлет и падение биомеханики
Генеалогия понятия
Биомеханика и рационализация труда
Биомеханика приходит в театр
Индустриальный Дельсарт
Биомеханика против пластики
Часть II. Выбор пути
Глава 7. «Сделать то, что велит музыка»
«Великое и страшное дело»
Хорея, орхестика, ритмика
Танцы под музыку, на музыку, в музыку и без музыки
Музыкально-двигательный рефлекс
Глава
8. «Абстрактный» танец и его восприятие
Чистое движение
Синтез и синестезия
Глава
9. Танец и «раскрепощение»
Политика пола
Утопия тела
Глава
10. Естественное и искусственное
Механицизм и эмоции
Природа-искусство
Концепции «естественного»
Вторая натура
Кентавр-объект
Глава
11. Принципы свободного движения
Центр или источник
Целостность и фрагментарность
Легкость и усилие
Индивидуальность и абсолют
Эпилог
|