Понедельник, 17.03.2025, 21:23 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » И.Сироткина "Культура танца и психология движения" » И.Сироткина "Культура танца и психология движения"

Культура Танца и психология движения
Друзья, студенты  особенно старших курсов сенсация!!!
Совсем недавно в издательст­ве "Новое литературн­ое обозрение"­ вышла книга "Свободное­ движение и пластическ­ий танец в России".
автор Ирина Евгеньевна Сироткина прекрасный оратор и мой новый друг
срочно заинтересуйтесь этим изданием 
Культура Танца и психология движения

Факультативный курс

Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений.

Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Продолжительность: 30 часов, из них 14 аудиторных, 10 практических (просмотр фильмов и танцевальных спектаклей, собственные занятия движением и танцем) и 6 контрольных.
Лектор: Ирина Евгеньевна Сироткина, кандидат психологических наук, PhD (социология), ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Имеет опыт преподавания в МГУ им. М.В. Ломоносова, Московском государственном лингвистическом университете, Университете Париж-V Дени Дидро.

Тематические блоки
1. Что дает движение философии, или как философствуют ногами и танцуют головой?
«Танцующий философ» Ницше и философствующие танцовщики (Айседора Дункан, Морис Бежар, Мерс Каннингем и другие). Движение в философских оппозициях: естественное и искусственное, целостность и фрагментарность, индивидуальность и абсолют. Феноменология телесного движения.
2. Эстетика и поэтика человеческого движения
Репрезентации движения в живописи, фотографии, кинематографе. Музыка и ритм как организаторы движения. Пластика и пластичность; ловкость, сила и красота. Körperkultur, физкультура, fitness. Танец как «поэзия движения», искусство движения par excellence. Балет и современный танец. Гибридные жанры: «танц-театр», «физический театр». Постмодерн: повседневные движения как танец.
3. Телесное движение и религии
Движение в обрядах и ритуалах. Отношение монотеистических религий к танцу. Русалии, скоморошья культура на Руси и знаковый балет ХХ века «Весна священная». Метаморфозы обрядового танца в современности: «дионисийская пляска» дунканистов, «месса солнцу» Р. Лабана, «священные движения» Г. Гурджиева и др.
4. Танец и социальность
Танец бальный, клубный, социальный. Роль танца в создании сообществ. Танец-модерн и эмансипация женщин. «Народный танец» и национальные репрезентации. Современная хореография и активизм.
5. Движение и человеческие способности
Кинестезия – «шестое чувство», ощущение своего тела и движений «изнутри». Внутренние координаты, «схема тела» и зарождение абстрактного мышления. Понятия о кинестетическом интеллекте, кинестетическом воображении и кинестетической эмпатии («телесном вчувствовании» в другого). Движение и эмоции («мышечная радость»); движение и творчество (преодоление стереотипов, «раскрепощение»); движение и agency («волевое усилие», «душевный порыв» как основа целеполагания).
6. Движение и язык
Принципиальное отличие движения и от слова: движение не является языком, хотя может им стать («язык жестов», «язык телодвижений»). Утверждение о том, что движение больше, чем язык, что оно – само бытие человека, а ощущения своего тела и движений – самые достоверные свидетельства собственного бытия. Пантомима, мимика, физиогномика. Эвритмия Р. Штайнера, искусственные языки жестов. «Внутренний пластический театр» как помощь в понимании другого, место встречи разноязыких людей, посредник в переводе.
Литература к отдельным темам
1.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра (любое издание). Дункан Айседора. Танец будущего (любое издание). Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. – СПб.: Ювента; Наука, 1999. Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 10: "Естественное и искусственное”; гл. 11: "Принципы свободного движения”.
2.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. Булгакова Оксана. Фабрика жестов. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. Жак-Далькроз Э. Ритм (1907) / Пер. с нем., примеч. Ж. Пановой. – М.: Классика-XXI, 2006. Суриц Елизавета. Балет и танец в Америке. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. Гл. 2: "Танец модерн”, 1910-1950. Цивьян Юрий. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве, кино. 3. Вяч.И. Иванов. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 1994 Гл. 3:
Прадионисийский корень менад. Бахтин М.М. Народно-праздничные формы и образы в романе Рабле. М.: Художественная литература, 1990. Гл. 3: Народно-праздничные формы и образы в романе Рабле. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. Гл. 13: Языческие обряды и празднества XI-XIII веков. Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 1: Пляски Серебряного века; гл. 3: Студии пластики.
4.
Колесникова Анна. Бал в России, XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука-классика, 2005. Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 2: Плясовая коммуна; гл. 9: Танец и "раскрепощение”. Choreographic politics: state folk dance companies, representations and power. Ed. by A. Shay. – Middletown, CN: Wesleyan U.P., 2002.
4.
Иванова Петя. Кинестетическое воображение и свободный смысл в работах Мерса Каннингема // Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла. – М.: Смысл, 2011. С. 335-358. Сироткина Ирина. Свободное движение и пластический танец в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. Гл. 8: "Абстрактный” танец и его восприятие. Williams Drid. Anthropology and the dance: Ten Lectures. – Urbana: U. of Illinois Press, 2004. Reynolds Dee. Rhythmic subjects: uses of energy in the dances of Mary Wigman, Martha Graham and Merce Cunninghem. Alton: Dance Books, 2007. Ch.
5: Kinaesthetic imaginations.
5.
Аристов Владимир. Современная поэзия и метод «внутреннего пластического театра» // Свободный стих и свободный танец: движение воплощенного смысла. – М.: Смысл, 2011. С. 81-96. Беспалов О.В. Символическое и дословное в искусстве ХХ века. – М.: Памятники исторической мысли, 2010. Гл. 4. Телесность как дословность. Танец как форма дословности. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. – М.: Новое литературное обозрение, 2004.
Категория: И.Сироткина "Культура танца и психология движения" | Добавил: sasha-dance (04.10.2012)
Просмотров: 2563 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета