Среда, 02.07.2025, 01:36 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Либретто балетных спектаклей

Баядерка (La Bayadere)

Источник: Балет. Энциклопедия, гл. ред. Ю. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981; Dictionnaire de la Dance, (Larouse-Bordas/HER 1999); материалы сайта www.abt.org.

Либретто М. Петипа, С.Н. Худеков.

Музыка Л. Минкуса.

Первое представление: Мариинский театр, Петербург, 23 января 1877.

Балетмейстер М. Петипа. Художники М.И. Бочаров, Г.Г. Вагнер, И.П. Андреев, А.А. Роллер.

Первые исполнители: Никия - Е.О. Вазем; Солор - Л.И. Иванов; Гамзатти - М.Н. Горшенкова; Дугманта - Х.П. Иогансон; Великий брамин - Н.О. Гольц.

Либретто

Источник: 100 балетных либретто, изд. 2-е, сост. Л.А.Энтелис, Л.: Музыка, 1971.

Действующие лица:
Дугманта, раджа.

Гамзатти, его дочь.

Солор, воин.

Никия, баядерка.

Великий брамин.

Магдавая, факир.

Толорагва, воин.

Четыре факира; шесть юношей, приближенных раджи; две девушки, приближенные Гамзатти; невольницы, брамины, слуги, раджи, воины, баядерки, факиры, странники, музыканты, охотники.

Праздник огня. В священном лесу появляется Солор с группой охотников, преследующих тигра. По знаку Солора охотники направляются в глубь леса. Вслед за этим Солор приказывает факиру Магдавае передать Никии, что он ждет ее.

Раскрываются двери храма, и оттуда торжественно выходят Великий брамин, индусские священники и баядерки. Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии — она должна украсить своими танцами процессию.

Фанатики огнепоклонники истязают себя ножами и огнем. Закутанная в покрывало, на сцену выходит Никия. К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Никия танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Брамин грозит отомстить Никии. Факир Магдавая, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора.

Наступает ночь. Луна освещает голубоватым светом лес и пагоду. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную.

В одном из окон мелькает свет. Солор подходит к окну. И через мгновение заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест.

Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику.

Наступает утро. Влюбленным нужно расстаться. Из леса выходят охотники. Они несут убитого тигра. Им навстречу идут баядерки за священной водой.

Солор весь во власти воспоминаний о минувшей ночи. Он не слушает рассказ Толорагвы об удачной охоте, рассеянно приказывает охотникам возвратиться домой и сам уходит.

Дворец раджи. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора.

Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится через три дня.

Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии.

Раджа решает погубить баядерку. Но Великий брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну и настаивает на убийстве Солора.

Раджа непреклонен. Завтра во время празднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея. Таков его план.

Всю эту сцену подслушивает Гамзатти, притаившаяся за колонной. Она велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе. Польщенная девушка соглашается. Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии.

Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну.

Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает.

Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината. В паланкинах проносят раджу и его дочь. Начинается празднество.

Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии. Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов. Та принимает цветы и начинает танец, выражающий любовь к Солору и свое отчаяние.

Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия знает, что укус змеи смертелен. Прощаясь с любимым, она напоминает ему о клятве, которую он дал — любить ее вечно. Великий брамин, потрясенный видом умирающей, предлагает ей противоядие. Но Никия с негодованием отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Раджа и Гамзатти торжествуют, их замысел осуществился.

Комната Солора во дворце раджи. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Чтобы развлечь его, факир Магдавая велит привести укротителей змей. И это зрелище не отвлекает Солора от мрачных мыслей.

На пороге — Гамзатти со своими прислужницами. Она обращается с упреками к Солору. Но когда он берет Гамзатти за руку, на стене появляется тень плачущей Никии.

Солор умоляет Гамзатти оставить его одного, бросается к стене. Тень Никии исчезает. Он вспоминает слова клятвы, данной той, чья тень возникла перед ним, и падает без чувств. Солор погружается в мир сновидений. Он в царстве теней. Среди них и Никия. Она то приближается к нему, то ускользает.

Спящий Солор возвращается к действительности. Входит факир и с грустью смотрит на своего господина. Солор еще не избавился от ощущения, что Никия рядом с ним.

Слуги раджи, воины, брамины, баядерки заканчивают приготовления к свадьбе Солора и Гамзатти. Раджа приказывает начать празднество. Гамзатти старается привлечь внимание своего жениха. Ей это не удается. Он во власти видения. Ему все кажется, что рядом с ним то возникает, то исчезает тень Никии.

Девушки подносят невесте корзину с цветами. Она так похожа на корзину, поднесенную Никии, что Гамзатти в ужасе отталкивает ее. Перед ней возникает тень баядерки. Дочь раджи бежит к отцу, умоляя защитить ее. Раджа торопит с началом обряда венчания. Великий брамин соединяет руки жениха и невесты.

Страшный удар грома, блеск молний, землетрясение. Дворец рушится и погребает под своими обломками раджу, его дочь, Великого брамина, Солора.

Апофеоз: сквозь дождь видна вершина Гималаев. В воздухе скользит тень Никии. Она нежно глядит на своего возлюбленного, который склоняется к ее ногам.

Либретто (ранний вариант)
Источник: Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. - М., Искусство, 1977.

Печатается с небольшими сокращениями текста диалогов, не представляющих ни литературной, ни сценической ценности. ( Примечание Ю. Слонимского.)

Баядерка, балет в 4-х действиях, 7-ми картинах с апофеозом, хореограф М. Петипа, сценарий С. Худекова, музыка Л. Минкуса.

 

Действующие лица:
Дугманта, раджа Гольконда.

Гамзатти, дочь его.

Солор, богатый и знаменитый кшатрия.

Никия, баядерка.

Великий брамин.

Магдавая, факир.

Толорагва, воин.

Брамины, браматшоры, судры (слуги раджи), воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты и охотники.

Действие первое.
Картина первая. Праздник огня.

Театр представляет священный лес; ветви бананов, амрасов, магдависов и других индийских деревьев переплетаются между собой. Налево пруд, назначенный для омовений. В глубине - вершины Гималая.

Богатый кшатрия Солор (знаменитый воин) входит с луком в руке. Охотники преследуют тигра. По знаку Солора они пробегают по сцене и углубляются в лес.

Солор на несколько времени отстаёт от них и приказывает факиру Магдавае не покидать этого места, чтобы найти случай поговорить с прекрасной Никией, которая живёт в пагоде. Потом Солор уходит.

Двери пагоды отворяются, и из храма торжественно выходит Великий брамин; за ним следуют мунисы, ришисы, браматшоры (индийские священники) и, наконец, гуроны в длинных полотняных одеждах. На лбу у всех священные шнуры - знак браминского достоинства. Из пагоды выходят также деридахи (баядерки первого разряда)*.

Делаются приготовления к празднику огня. Подле пагоды и на самых галереях её собираются факиры, джоги, фадины (странствующие духовные лица).

- Где же, однако, наша скромная баядерка Никия? Я не вижу её здесь, - спрашивает Великий брамин. - Прикажите позвать её. Она должна своими танцами украсить нашу духовную процессию.

Несколько баядерок уходит за Никией. Кающиеся играют железом и огнём. У некоторых кинжалы, сабли, ножи и другое острое оружие, которым они размахивают; другие держат зажжённые факелы.

Факир Магдавая тоже принимает участие в танце, но не перестаёт искать глазами прекрасной Никии.

Наконец в дверях пагоды появляется закутанная покрывалом баядерка.

Освещенная красноватым светом факелов, она привлекает к себе общее внимание.

Великий брамин подходит к ней, поднимает покрывало и приказывает ей принять участие в танцах.

Никия сходит со ступенек пагоды и начинает танцевать.

Танец Джампо.

Потом звуки турти (волынка) и вины (небольшая гитара) служат аккомпанементом грациозным и сладострастным движениям баядерки. Движения эти делаются всё живее и быстрее, оркестр положительно гремит, и прежний танец снова возобновляется.

Во всё это время Великий брамин не спускает с прекрасной баядерки влюблённого взора.

Когда она танцует, он подходит к ней и говорит:

- Я люблю тебя… я с ума схожу от любви к тебе… я сделаю тебя главой в нашем храме… заставлю весь народ обожать тебя!.. Только… отвечай мне на мою любовь!

- Ты забываешься! - говорит она. - Посмотри на этот шнурок! Это знак высокого сана, который ты занимаешь… Я не люблю тебя и никогда не полюблю.

Она с ужасом отталкивает его.

- А! - восклицает брамин. - Помни же, что я никогда не забуду этого оскорбления!.. Я употреблю все силы, чтобы отомстить тебе!.. И моя месть будет ужасна!..

Никия старается удалиться. Она идёт с другими баядерками и, так же как они, наполняет свою вазу водой из священного пруда и даёт пить утомлённым странникам и людям, принимавшим участие в танцах.

Факир Магдавая продолжает свой оригинальный танец и свои фанатические бичевания. Никия подходит к нему и предлагает воды, чтобы прохладиться. Факир пользуется удобным случаем и говорит баядерке:

- Солор тут поблизости… Он хочет тебя видеть.

Никия в восторге от этого известия.

- Пусть он придёт, как только кончится торжество, - отвечает она. - Я буду у окна… Постучи три раза, и я выйду.

- Хорошо, понимаю. Только тише! Нас могу услышать.

Факир опять принимается за свою безобразную пляску, а Никия уходит, как бы ничего не зная.

Церемония оканчивается. Брамины велят баядеркам идти в храм. Все уходят со сцены.

Показывается месяц. Окна пагоды темны.

Солор идёт в сопровождении факира, садится на груду камней и с беспокойством ожидает появления своей возлюбленной баядерки. В одном из окон пагоды показывается свет. Раздаются приятные звуки вины. Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нём показывается Никия с гитарой в руках.

Факир кладёт сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озарённая лучами луны. Солор бросается к её ногам, потом заключает её в свои объятия. Они счастливы.

- Я люблю тебя, - говорит Никия, - ты храбрый!.. Какое только горе, что нам нельзя часто видеться!..

- Я жить не могу без тебя, - отвечает Солор.

- Да, но что делать?.. Взгляни на эту одежду - я баядерка!.. Меня с детства обрекли на это звание. Я не могу его оставить… Ты - моё единственное утешение в жизни.

В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застаёт влюблённых обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор. Потом уходит.

- Убежим! - говорит Солор. - На этих днях я приду за тобой… Я богат… От тебя зависит только согласиться!..

- Я согласна! Но поклянись только мне перед этим храмом… что твоё сердце никому не будет принадлежать, кроме меня… что ты меня будешь любить всю жизнь!..

- Я клянусь тебе в этом и призываю в свидетели Браму и Вишну!

- Хорошо, помни же свою клятву… Если ты позабудешь её, тебя будут преследовать всевозможные несчастья.

- Посмотри, однако, уже начинает рассветать, нам нужно расстаться.

В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становиться опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья.

Охотники приносят с триумфом убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Наконец он отдаёт охотникам приказание возвращаться домой и отправляется вместе с ними, рассчитывая скоро вернуться.

Никия посылает Солору из окна воздушные поцелуи и начинает играть на инструменте прежнюю мелодию.

В дверях пагоды опять показывается Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести.

Действие второе.

Картина вторая. Две соперницы.

Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугманты.

Раджа сидит на тигровой коже, на подушках. Он приказывает позвать баядерок, чтобы они его развлекали, и предлагает одному кшатрии сыграть с ним партию в шахматы.

Во время игры раджи - дивертисмент.

После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг.

- Сегодня, дитя моё, - говорит Дугманта, - будет назначен день твоей свадьбы с храбрым воином Солором.

- Я согласна, отец... Только я не видала ещё своего жениха… и не уверена, будет ли он меня любить.

- Он - мой подданный!.. Он обязан исполнить мои приказания!.. Позвать его!

Через несколько минут является Солор. Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало.

- Тебе, кажется, уже давно известно, - обращается к нему раджа, - что на днях должна быть твоя свадьба с моей дочерью

- Но, государь, - отвечает в замешательстве Солор, - я совсем не приготовлен к этому…

- Пойди сюда, дочь моя!

Девушка приближается к отцу, и он снимает с неё вуаль.

- Смотри, Солор… Не правда ли, как она хороша!.. Я уверен, что ты с нею будешь счастлив.

Солор глядит, и действительно, красота девушки его поражает, но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, он вдруг отворачивается.

- Ты храбрый кшатрия, - продолжает раджа, - тебе я поручаю судьбу моего милого ребёнка.

Солор совершенно смущён предстоящей женитьбой.

Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль.

- Он меня не любит!.. Я ему не нравлюсь, - говорит она. - Но он будет-таки мои супругом… Недаром я дочь раджи… Мою волю должны исполнять!..

- Государь, - произносит несмелым голосом Солор, приближаясь к радже, - новость, которую вы объявили мне, поражает меня. Признаюсь откровенно, я не могу исполнить вашего желания.

- Что?! Ты осмеливаешься возражать на требования своего раджи!.. Повторяю тебе свою волю: через три дня ты женишься на моей дочери. Понял?

Солор знает, что умилостивить раджу невозможно, и чувствует себя совершенно уничтоженным этим фатальным приказанием.

Судра (служитель) докладывает о приходе Великого брамина.

- Пусть войдёт! - говорит раджа.

Брамин входит и преклоняется перед светским владыкой.

- Я знаю большую тайну!.. Мне нужно сообщить её вам наедине, - шепчет он на ухо раджи и смотрит с ненавистью на молодого Солора.

- Выходите все отсюда! - повелевает раджа. - А ты, Солор, смотри не забудь моего приказания.

Все уходят; раджа и брамин остаются вдвоём. Дочь раджи прячется за портьеру и подслушивает их разговор.

Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку, с которой видится каждую ночь, и хочет вместе с ней бежать. Раджа возмущён поведением своего будущего зятя и говорит Великому брамину о своём намерении погубить баядерку. Брамин, желавший только смерти Солора, пугается при мысли о сильной опасности, которой подвергается его любимая баядерка, и говорит радже, что смерть её разгневает и вооружит против них бога Вишну. Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению танцевать с цветами. В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и ужалит её смертельно. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом.

Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею. Раджа, совершенно удовлетворённый задуманной местью, уходит с брамином.

Гамзатти горестно плачет и рыдает. Она хочет услышать от самой баядерки, правда ли, что Солор обожает её.

Невольница прибегает с вестью о приходе Никии. Баядерка с поклонами приближается к дочери раджи. Гамзатти смотрит на неё и находит ее прекрасной. Она говорит Никии о своей скорой свадьбе и приглашает танцевать у неё в этот день.

Никия польщена такой честью.

Гамзатти хочет посмотреть, какое впечатление произведёт на баядерку, если она узнает, кто её жених, и показывает портрет Солора***. Никия едва не обезумела от горя. Она объявляет, что Солор поклялся вечно любить её и что брак его с дочерью раджи никогда не состоится. Гамзатти настаивает, чтобы Никия отказалась от Солора.

- Никогда! - отвечает Никия. - Скорее умру!

Тогда Гамзатти предлагает ей бриллианты и золотые вещи и уговаривает уехать в другую страну.

Никия вырывает у дочери раджи драгоценности, которые та ей предлагает, и бросает их на пол.

Гамзатти умоляет баядерку уступить ей Солора, а самой уехать. При этих словах Никия схватывает кинжал, который случайно попадается ей в руки, и бросается на свою соперницу.

Невольница, следившая с беспокойством за движениями и намерениями баядерки, защищает своим телом госпожу. Никия между тем скрывается из дворца. Гамзатти поднимается и произносит:

- Теперь она должна погибнуть!

Картина третья. Смерть баядерки.

Театр представляет фасад дворца раджи со стороны сада. Масса громадных цветов и широколиственных деревьев. В глубине башня большой пагоды, Мегатшады, доходящая чуть ли не до самых небес. На заднем плане голубоватые вершины Гималая, покрытые слегка серебристым снегом.

При поднятии занавеса представляется великая процессия Бадрината. Идут брамины, потом четыре класса баядерок (девадахи, натше, вестиатриссы, кансениссы), наконец, служители при пагодах, различные индийские касты и пр. Являются кающиеся с раскалённым железом. Раджу, дочь его, Солора и прочих богатых индийцев несут в паланкинах.

Раджа помещается на возвышении и приказывает открыть празднество.

По окончании танцев раджа приказывает привести красавицу Никию и велит ей забавлять публику. Никия выходит из толпы со своей маленькой гитарой. Лицо баядерки под покрывалом. Она играет ту же мелодию, что и в первом акте.

Солор, который все время находится возле трона раджи, внимательно слушает эту гармоническую мелодию и узнаёт по ней свою возлюбленную. Он с любовью смотрит на неё.

Великий брамин с затаённой злобой следит за ним и едва скрывает свой гнев.

Во время танца баядерки ревнивая дочь раджи употребляет все усилия, чтобы не показать своего душевного настроения. Улыбаясь, она сходит с балкона и приказывает принести корзинку с цветами для грациозной Никии. Никия берёт корзинку и продолжает свой танец, любуясь на задумавшегося Солора. Вдруг из корзинки выползает змея и ужаливает баядерку в сердце. Укушение это смертельно. Продолжая свой танец, красавица взывает о помощи к Солору, и он заключает её в свои объятия.

- Не забывай свой клятвы, - лепечет она. - Ты ведь мне поклялся… Я умираю… Прощай!

Великий брамин подбегает к танцовщице и предлагает выпить противоядие, которое спасёт её. Но Никия отталкивает флакон и бросается в объятия Солора.

- Прощай, Солор!.. Я люблю тебя! Я умираю невинной!..

Это последние слова баядерки, после которых она падает и умирает.

Раджа и его дочь торжествуют.

Как будто сквозь туман виднеется тень, за которой следуют блуждающие огоньки. Тень эта бледнеет и исчезает в ледниках Гималая.

Действие третье.

Картина четвёртая. Появление тени.

Комната Солора во дворце раджи.

При поднятии занавеса Солор ходит по сцене как безумный, то медленно, то с какой-то дикой торопливостью. Он, по-видимому, силится что-то припомнить. Потом падает в изнеможении на диван. Факир Магдавая следит за ним с видом глубокого сожаления, потом велит привести укротителей змей (мужчину и женщину), чтобы изгнать из тела Солора злого духа (комический танец). Солор приказывает факиру удалить их.

Стучат в дверь. Факир отворяет. Входит Гамзатти, дочь раджи, с толпою своих прислужниц. Одета она роскошно, вся залита золотом и жемчугом. Она обращается к Солору с упреками.

Факир замечает, что его надо лечить, а не ссориться с ним. Тогда Гамзатти хочет развлечь его и донельзя любезна с ним. Она садится с ним рядом, ласкает и всячески старается привлечь на себя его внимание. Солор наконец оживляется и берет её за руку. В это время раздаются унылые звуки песни баядерок. На стене появляется тень плачущей Никии. Солор трепещет.

- О! Теперь начнутся несчастья, - говорит он, - я забыл свою клятву! Угрызения совести будут меня преследовать всю жизнь.

- Успокойся!.. Что с тобой? - говорит Гамзатти и старается его утешить.

- Умоляю тебя… оставь меня одного… Завтра мы увидимся опять!.. Завтра наша свадьба… Теперь мне что-то не здоровится. Мне нужно отдохнуть!..

Гамзатти, грустная, удаляется из комнаты, прощаясь с ним до завтра.

Солор подходит к стене, но тени там уже нет; она по временам только показывается в его раздражённом воображении.

- Ты забыл свою клятву, несчастный! - как бы говорит тень. - Собираешься жениться на Гамзатти и этим нарушить мой могильный покой! Но я тебя всё ещё люблю!

Солор напрасно пытается схватить ускользающую тень Никии.

- И я люблю тебя, - отвечает Солор. - Я не забыл тебя и по-прежнему люблю.

Наконец тень исчезает.

Солор падает без чувств на диван. Сон овладевает им, и он засыпает, не переставая думать о тени.

Спускаются облака.

Картина пятая. Царство теней.

Очаровательное местоположение. Слышна гармоническая, тихая музыка.

При звуках её появляются тени - сначала Никии, потом Солора.

Танцы.

Пластические группы.

- Я умерла невинной, - говорит тень Никии, - я осталась верна тебе; ну взгляни же теперь на всё, что меня окружает. Боги одарили меня тут всевозможными благами. Мне недостаёт только тебя!

- Что же я должен сделать, чтобы принадлежать тебе? - спрашивает ее Солор.

- Не забывай своей клятвы! Мелодия, которую ты слышишь теперь, станет покровительствовать тебе… а моя тень - охранять тебя… В несчастиях я буду тебе сопутствовать. Если ты не изменишь мне, - продолжает Никия, - то душа твоя будет отдыхать здесь, в этом царстве теней.

Большой заключительный танец теней.

Облака спускаются.

Картина шестая. Пробуждение Солора.

Прежняя комната Солора.

Солор лежит на своём диване. Сон его тревожен. Входит факир, останавливается подле своего господина и с грустью смотрит на него. Солор внезапно просыпается. Ему кажется, что он в объятьях Никии. Слуги раджи приносят богатые подарки и докладывают Солору, что все приготовления к свадьбе с дочерью раджи уже окончены. Все уходят. Солор, углублённый в свои мысли, следует за ними.

Действие четвёртое.

Картина седьмая. Гнев богов.

Сцена представляет большую залу с колоннами во дворце раджи.

Идут приготовления к празднованию сипманади (свадьба) Солора и Гамзатти. Входят воины, брамины, баядерки и другие. Появляется Гамзатти; за ней - отец её со своей свитой. Когда приходит молодой воин Солор, то раджа приказывает открыть праздник

Во время танцев тень преследует Солора и напоминает о его клятве.

Гамзатти между тем употребляет все усилия, стараясь понравится своему жениху, который все время грустит и не перестаёт думать о Никии. Четыре молодые девушки подносят невесте корзину, совершенно такую, какая была поднесена баядерке и из которой выползла ужалившая её змея. Гамзатти в ужасе отталкивает корзину, так как она напоминает ей соперницу - причину всех её несчастий. Воспоминание о корзине воскрешает в памяти Гамзатти отравленную баядерку. Перед ней показывается тень, и пораженному уму Гамзатти является призрак баядерки. Дочь раджи бежит от него и бросается в объятия отца, умоляя его поспешить со свадьбой.

Тогда раджа приказывает начать обряд.

Великий брамин берёт жениха и невесту за руки.

При начале церемонии небо помрачается, молния блещет, гремит гром и идёт дождь.

В ту минуту, когда брамин берёт руки Солора и Гамзатти, чтобы соединить их, раздаётся страшный раскат грома и следует землетрясение. Молния ударяет в залу, которая обрушивается и засыпает своими развалинами раджу, его дочь, Великого брамина и Солора.

Апофеоз.

Сквозь дождь видны вершины Гималая. В воздухе скользит тень Никии; она торжествует и нежно смотрит на своего возлюбленного Солора, который помещается у ног её.

*Баядеркам поручено смотреть за пагодами; они живут в этих пагодах и учатся у браминов. (Примечание автора.)

**Браки у индийцев заключаются, когда девочкам не меньше семи и не больше девяти лет, а мальчикам - от двенадцати до четырнадцати лет. Поле долгой брачной церемонии, на которой присутствует брамин, невеста возвращается обыкновенно в родительский дом, где остаётся до возмужалости. Тут опять новая брачная церемония, с другими формальностями. (Примечание автора.)

*** Я очень хорошо знаю, что у индийцев не было портретов, и употребил этот анахронизм только для большего уразумения сюжета. (Примечание автора.)

Категория: Либретто балетных спектаклей | Добавил: sasha-dance (07.11.2016)
Просмотров: 665 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета