Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Комната Дон Кихота. Караско и Антонина торопятся заклеить обоями стенной книжный шкаф; они считают, что Дон Кихот помешался на чтении рыцарской литературы и думают, что лишив его книг, они смогут спасти его от сумасшествия.
Вот Дон Кихот. Он в рыцарском наряде и с книгой, описывающей похождения средневековых рыцарей. Чтение книги приближается к концу. Не отрывая от нее глаз, Дон Кихот подходит к шкафу и ощупью ищет следующую книгу. Библиотека исчезла. Безусловно, это проделки волшебника, мстящего рыцарю за борьбу против чар и колдовства. Управляющий и племянница выражают притворное удивление. Дон Кихот остается один и снова погружается в чтение книги. Фантастические образы романа в его воображении становятся реальными.
Перед Дон Кихотом—рыцари в полном вооружении, ожидающие призыва к бою. Он видит прекрасную "даму сердца”, во имя которой сражаются знатные вельможи.
Крики и шум пробуждают Дон Кихота от грез. В комнату вбегает Санчо Панса, отбиваясь от крестьянок, которые с метлами в руках преследуют его за воровство. Дон Кихот вмешивается в драку. Выхватив метлу и действуя ею как пикой, он обращает женщин в бегство. Санчо Панса благодарит за спасение. Дон Кихот рассказывает ему о своем намерении отправиться странствовать по свету и предлагает Санчо стать его оруженосцем. Санчо колеблется, но не смеет отказать рыцарю.
Дон Кихот показывает ему свое вооружение. Поставив старинный шлем на табуретку и хвастаясь его крепостью, он ударяет по нему мечом. Шлем разламывается на куски. Санчо смеется, а Дон Кихот недоумевает—по-видимому, и здесь замешан волшебник. Но как быть? Без шлема ехать нельзя.
Дон Кихоту приходит в голову счастливая мысль. Он берет тазик для бритья и надевает его на голову. Санчо еле удерживается от смеха. Дон Кихот облачается в старинные латы, вооружается громадным копьем и приглашает оруженосца в путь. Но Санчо уже пожалел о своем согласии. Он крадется к двери. Дон Кихот останавливает его, приказывая следовать за собой.
Трактир Лоренцо на набережной в Барселоне. Жаркий полдень. Праздничная толпа разгуливает по площади. Появляется Китри. Она спрашивает Цикалию и Жуаниту, не видали ли они цирюльника Базиля. А вот и он сам проходит с гитарой. Делая вид, что не замечает Китри, Базиль любезничает с ее подругами. Китри танцует. Базиль оставляет девушек и аккомпанирует Китри, а затем, бросив гитару, сам вступает в танец.
В самый разгар пляски является Лоренцо. Он разъединяет влюбленную пару. Напрасно Китри пытается его уговорить, заявляя, что любит Базиля. У Базиля нет денег, поэтому он не нравится ее отцу. Лоренцо прогоняет бедняка.
Толпа со смехом встречает вошедшего Гамаша, чванливого старикашку, в расшитой золотом одежде. Его старомодный вид смешит всех, кроме Лоренцо.
Не смущаясь присутствием посторонних, Гамаш приступает к сватовству. Лоренцо счастлив. Он подводит дочь к Гамашу. Китри садится на скамейку спиной к Гамашу. Подсев к ней, Гамаш объясняется в любви. Китри надоедают его объяснения, она в раздражении вскакивает и ударяет Гамаша веером.
Начинаются танцы. После массового танца сегидильи появляется приветствуемая публикой Уличная танцовщица. Под звуки бравурной музыки выходят группами любимцы толпы — тореадоры. Уличная танцовщица в нетерпении ждет знаменитого Тореадора.
На сцене — пляски тореадоров и Уличной танцовщицы. Тореадоры, танцуя, разыгрывают сцену боя с быком.
Неожиданно толпа расступается — Санчо Панса возвещает звуками рога о прибытии странствующего рыцаря Дон Кихота. Выходит Лоренцо. Дон Кихот требует еды и уходит с трактирщиком. Санчо торопится за ним. Девицы давно уже ждали случая посмеяться над толстяком. Они окружают его, завязывают ему глаза и предлагают играть с ними в жмурки. Танцуя, девушки так закружили Санчо, что он падает. Но это еще не все. Его хватают мужчины и начинают качать. Он барахтается, кричит, взывает о помощи. Его выручает Дон Кихот. Схватив блюдо вместо щита и большую вилку вместо пики, он бросается в толпу и освобождает Санчо.
Танцы возобновляются. Влюбленные Базиль и Китри снова вместе. Дон Кихот и Гамаш выходят из кабачка. Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в виде прекрасной Дульцинеи являлась ему в мечтах? Он преклоняет перед ней колено и приглашает на менуэт. Гамаш, любезно уступивший в менуэте свое место Дон Кихоту, бежит к Китри, но Тореадор закрывает от него Китри плащом. Гамаш всем надоел. Его бесцеремонно оттаскивают. Танцы продолжаются. Их нарушает Санчо Панса; воспользовавшись сутолокой, он украл "про запас” большую рыбу и пытается скрыться. Поварята и Лоренцо преследуют его.
Кабачок. Пляшут мальчишки. Сюда собираются участники праздничного гулянья. В разгар веселья вбегает Китри, радуясь, что скрылась от преследователей. Внимание привлекает Мерседес, которая в большом почете у завсегдатаев кабачка. Она танцует. Зрители осыпают ее цветами.
Владелец кабачка обеспокоен. Сюда идут Гамаш и Лоренцо. Китри прячется. Подруги скрывают ее, но неосторожность губит все дело. Ее замечают. Лоренцо тащит Китри к Гамащу, насильно соединяет их руки и благословляет.
Расталкивая толпу, вбегает Базиль. Он отталкивает Китри, вонзает кинжал себе в грудь и падает. Китри умоляет отца благословить их любовь—все равно Базиль умрет. Пусть это будет последним его утешением в жизни. Лоренцо колеблется. Возмущенный Дон Кихот приказывает выполнить просьбу Китри. Нехотя Лоренцо благословляет Китри и Базиля. А цирюльнику только этого и надо. Самоубийство было шуткой. Он вскакивает цел и невредим. Для друзей Базиля это сигнал. Они выталкивают Гамаша из кабачка.
Поляна у проезжей дороги. Вдали виднеется мельница. Труппа бродячих актеров расположилась на привал. Тут же раскинулся табор цыган. Приближаются Дон Кихот и Санчо Панса. Один из актеров надевает придворный костюм и картонную корону. Дон Кихот принимает его за короля. Они садятся на возвышение и смотрят на пляски цыган.
Комедиант предлагает Дон Кихоту посмотреть представление театра марионеток. Марионетки разыгрывают комедию, в которой рыцарь освобождает свою жену, находившуюся в плену.
Взволнованный Дон Кихот устремляется на помощь несчастной супруге рыцаря. Вскочив на сцену, он колет и рубит. Все в ужасе разбегаются, декорации падают, театр рушится. Дон Кихоту кажется, будто крылья-руки великанов простираются к нему. Напрасно Санчо пытается убедить Дон Кихота, что это простая мельница. Рыцарь обнажает шпагу, бежит к крыльям, цепляется за одно из них и, поднятый на воздух, срывается и падает. Санчо Панса приводит Дон Кихота в чувство.
Густой лес. Санчо ведет израненного Дон Кихота. Он укладывает его спать. Дон Кихоту снится царство дриад, в котором амур показывает ему Дульцинею — даму его сердца.
Сон Дон Кихота нарушается звуками охотничьих рогов. Герцог и Герцогиня охотятся в этом лесу. Они приглашают странствующего рыцаря к себе в замок на праздник.
Парк около замка. Церемониймейстер заканчивает приготовления к празднику. Входят Герцог, Герцогиня и Дон Кихот. Они мирно беседуют. Вдруг въезжает рыцарь и вызывает Дон Кихота на поединок. Этот рыцарь—управляющий Дон Кихота, решивший победить его и положить конец бессмысленным странствованиям Дон Кихота по свету.
Дон Кихот принимает вызов. Короткий поединок заканчивается полным поражением - рыцаря печального образа.
Хозяева замка его утешают. Начинается празднество, на котором Китри и Базиль танцуют дуэт, а приглашенные— испанский танец фанданго.
"Дон Кихот" - один из самых ярких и темпераментных балетов в репертуаре Большого театра. Он весь пронизан радостью жизни, любви и зажигательной стихией испанского танца. Редкие концертные выступления балетных артистов обходятся без сцен из этого балета! Особо бурные аплодисменты зрителей всегда вызывает па-де-де, заканчивающееся настоящим фейерверком из 32 фуэте.
Интересно, что это блестящее танцевальное зрелище совсем не инсценировка романа Сервантеса "Дон-Кихот", а самостоятельное хореографическое произведение по мотивам романа испанского писателя, а главная сюжетная линия балета - история любви дочери трактирщика Китри и цирюльника Базиля.
Основные герои романа - Дон Кихот и Санчо Панса превратились в балете во второстепенных персонажей, но их выходы на сцену становятся поводом для разнообразных танцевальных представлений, причем роль кордебалета в спектакле не менее важна, чем сольные партии. События стремительно следуют одно за другим: бегство влюбленных, погоня, мнимое самоубийство Базиля, согласие родителей на брак и завершающий спектакль яркий свадебный праздник. Действие происходит на площади в Барселоне, в цыганском таборе, в таверне, во дворце у герцога и в густом лесу. Дон Кихот и Санчо Панса помогают соединиться влюбленным.
Сюжет романа Сервантеса очень давно привлекает балетмейстеров. Известно, что в январе 1835 года танцовщица Фелисата Гюлленьсор поставила в России сочиненный балетмейстером Лилюшем балет "Дон Кихот, или Свадьба Гармаша". Известная нам версия балета была создана Мариусом Петипа для бенефиса балерины А. Собещаньской в декабре 1869 года в Санкт-Петербурге. Сначала либретто называлось "Дон Кихот, или Свадьба Базиля и Китри", но впоследствии вторая часть названия была забыта.
В 1900 году балетмейстер А. Горский создал для Большого театра собственную версию балета по мотивам постановки Петипа. Этот балет был одной из самых удачных постановок Горского. Восхищение зрителей вызывали постановки массовых сцен и картина испанского праздника.
С тех пор либретто и музыкальная партитура неоднократно переделывались, музыкальные вставки для "Дон Кихота" в разное время сочиняли двенадцать композиторов. Каждый балетмейстер вносил в постановку новые танцевальные вариации. В 1994 году собственную версию балета создал Юрий Григорович. Это была его последняя работа в качестве главного балетмейстера Большого театра. В трактовке Григоровича "Дон Кихот" наполнился философским смыслом.
Хореографом версии балета, который идет сегодня, стал Алексей Фадеечев, добросовестно восстановивший вариант постановки Александра Горского, известной в Москве в начале века. Из фрагментов, придуманных другими балетмейстерами, он оставил только цыганский танец К. Гойлезовского с гитарами..
В версии Фадеечева на сцене появляются вызывающие бурный восторг зрителей конь Россинант и ослик, на которых Дон Кихот и Санчо Панса въезжают в Барселону. Балетмейстер освободил постановку от искусственной глубокомысленности и воссоздал яркие краски солнечной Испании. Теперь герои на сцене снова ссорятся и мирятся, тореадоры хвастаются ловкостью, а красавицы танцуют зажигательные испанские танцы.