Примечание. Данный материал базируется на
следующей записи 9-й симфонии: http://intoclassics.net/news/2011-08-27-24845
(Бруно Вальтер, 1961)
Позволю себе высказать некоторые мысли по поводу Девятой симфонии Густава
Малера.
Прежде всего: для меня она не является единым целым, а представляет
собой совокупность четырёх различных одночастных симфоний, совершенно
не связанных друг с другом по смыслу (хотя третья и четвёртая из них даже
имеют мотивные связи и могут скорее рассматриваться как симфония из двух
частей), и моё отношение к этим «одночастным симфониям» неодинаковое.
Первая часть (Andante comodo) – безусловно, самая человечная
страница творчества Малера: как и человек, она чуть менее чем полностью
состоит из воды. Это подчёркивается и интерпретацией Бруно Вальтера: полчаса
музыкальной каши без начала и конца, не выделены ни главная, ни побочная
темы, непонятно, где кульминация и есть ли она вообще.
Вторая часть (Im Tempo eines gemächlichen Ländlers) надумана от
первой до последней ноты и очень «человечна» в том же смысле, что и первая
часть, хотя и в меньшей степени. Это - лишённый всякого смысла и какой-либо
формы коллаж, в котором встречаются отдельные удачные музыкальные мысли, к
сожалению, не получающие должного развития. Местами музыка откровенно
уродлива и просто режет слух. Немного поднимает настроение короткая цитата из
знаменитого траурного марша «Звери хоронят охотника» в конце части.
Третья часть (Rondo-Burleske. Allegro assai. Sehr trotzig) - на мой
взгляд, самая удачная во всей симфонии. Иногда я даже думаю, что Малер начал
сочинять Девятую симфонию именно с Рондо (цитата: «Я начинаю то с середины,
то с начала, а иногда и с конца, потом всё остальное приходит, складывается
вокруг, пока не получится законченное целое»), а потом вдохновение его
оставило. Общепринятая трактовка этой части – «лихорадочный пульс
современного большого города» (И.Барсова). Но только один Бруно Вальтер и
только в этой записи играет её именно так. Все остальные известные мне
прочтения (Кондрашин, Караян, Шерхен, Баршай, Клемперер, тот же Вальтер,
впервые в мире записавший Девятую симфонию с Венским филармоническим
оркестром в 1938 году) не только не создают такого впечатления, но и вообще
никакого впечатления не создают: во всех перечисленных записях Allegro assai
превращается скорее в Presto, музыканты играют кто в лес, кто по дрова,
никакого ритма, никакой полифонии даже близко не слышно – совокупность
музыкантов, но не оркестр. Такой сумбур мало кого напугает. Нет ощущения
цельности образа этого «страшного мира» (И.Барсова), а есть одна лишь
раздражающая какофония. В настоящей же записи темп умеренно быстрый –
умеренный ровно настолько, чтобы, во-первых, не «разъезжался» оркестр, а
во-вторых, слушатель успевал следить за разработкой тем.
Финал (Adagio. Sehr langsam und noch zurückhaltend) прекрасен от
начала до конца, но он требует некоторого труда и от слушателей, а не только
от исполнителей; это музыка не для развлечения, а для размышлений (этим,
собственно, и отличаются композиторы вроде Брукнера и Малера от классиков
типа Моцарта, чью музыку – а большинство его произведений чисто
развлекательны и не несут никакой смысловой нагрузки – к настоящему моменту
заездили до синевы и превратили в музыкальное чтиво). Лично мне не сразу
удалось уловить главную тему финала из-за непривычных (но отнюдь не
уродливых) гармоний; но, прослушав его несколько раз, я хотя бы немного понял
логику этой части, и она мне очень понравилась, чего и вам желаю:-)
|