Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
«Половецкие пляски» — балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина.
Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре.
Хореограф Лев Иванов
Последующие редакции: Михаил Фокин, А.А.Горский, Касьян Голейзовский, Игорь Моисеев
Источником для либретто, написанного самим автором при участии
В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку
Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против
половцев.
Балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» стал отдельным балетным спектаклем.
В опере он идёт в начале и в конце второго действия.
Сюжет в танце
Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют
песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой,
надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю
Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь
честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и
ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт
пленников и пленниц, чтобы те повеселили их.
Начинается сцена «Половецкие пляски». Сначала танцуют и поют
девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»). Хореографическое действие
поставлено на удивительные по красоте и мелодичности арии половецкой
девушки и Кончаковны.
Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.
Постановка Голейзовского
При создании своей постановки Голейзовский досконально изучил
историю. Как известно, содержанием гениальной оперы Бородина «Князь
Игорь» служит неудачный поход северских князей Игоря и Всеволода
Святославовичей на половцев, воспетый в знаменитом «Слове о полку
Игореве». Появление половцев на Руси относится ко второй половине XI
века, точнее к 1061 году. За сто пятьдесят лет, до 1210 года
насчитывается около пятидесяти крупных половецких набегов, а мелких не
сосчитать.
Смешение стилей Касьян Ярославович объясняет тем, что племена
постепенно вливались в половецкие орды, срастались с ними. Такое явление
имело влияние на образование своеобразных плясовых приёмов половцев.
У Бородина восток в музыке подлинный, стихийный.
Касьян Голейзовский — «элементы в плясках»:
Синкопа, подчеркнутая в «пляске мужчин дикой», «пляске мальчиков», «чагах» и финале
Мелодия, заволакивающая, чарующая своей негой — «Пляска девушек плавная»
Гармония — знаменитые квинты Бородина, удачно и смело подчёркивающие общий рисунок
Динамика — ускоряющее движение от moderato до presto