Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
На горе, среди скал, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка пленных красавиц-царевен, не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотой резной решеткой, а сад — высокой каменной стеной.
Медленно появляется Всадник ночи на черном коне, в черной одежде. Когда он удаляется, темнеет; только золотые яблоки на дереве светятся. Но тотчас лее сад озаряется ярким светом от Жар-птицы. Она летает по саду.
Иван-царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду. Всюду натыкается он на окаменелых людей в образе чудовищ. Это всех врагов своих Кащей превратил в камень.
В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мхом обросли. Невольно забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живой.
Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, царевич ловит ее. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не отпускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко.
Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится»,— говорит Жар-птица и улетает.
Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет перелезть через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая — царевна Ненаглядная Краса.
Тайком от злого царя, при свете луны выбегают они ночью в сад порезвиться, с яблоками поиграть. Не видят Девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются.
Залетела яблочко царевны Ненаглядной Красы в кусты. Она — за ним. А из-за куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает.
Испугались девушки, отбежали. Но уж очень красив Царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, особенно Ненаглядной Красе. И принимают они его в свои игры-хороводы. Не замечают, как наступает рассвет.
Скачет быстро Всадник утра на белом коне, сам в белом. Светлеет. Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что он погибнет, если пройдет через золотые ворота; закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил Ненаглядную Красу, что ничего не боится и решает следовать за ней.
Как только он разрубает ворота своей саблей, все царство просыпается, раздаются волшебные перезвоны. Из замка, по горе, катятся всякие страшилища, слуги Кащея. Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства одолевает его.
Появляется Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана на допрос. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал — плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство.
Ставят Ивана к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей уже начинает его в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кащей пляшет.
Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают.
Иван-царевич разыскивает Ненаглядную Красу, берет ее спящую на руки и хочет унести, но Жар-птица останавливает его. Она подводит царевича к дуплу. В дупле — ларец, в ларце — яйцо, в яйце — смерть Кащея.
Достает царевич яйцо, жмет его — Кащея корежит; с руки на руку перебрасывает — Кащей из стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю — Кащей рассыпается.
Исчезает поганое царство. На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютое заклятие принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой — царицей освобожденного царства.
Премьера "Жар-птицы" состоялась в парижской "Гранд-Опера".Балет признали "чудом восхитительного равновесия между движениями , звуками и формами", началом новой эпохи в муэыке и хореографии балетного театра. В едином ключе работали здесь композитор и балетмейстер. Это сказалось на музыкально-пластическом решении спектакля: обрезы хореографические и музыкальные дополняли в нем друг друга. Оформление Л Головина привело в восхищение парижского зрителя.
Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Жар-птица танцевала на пуантах, ее танец строился на движениях классического танца; земной пластикой были наделены царевны — они танцевали босиком, а для свиты в «Поганом плясе» балетмейстер использовал у род.л и вую, противоестественную пластику. Танцы различных групп сопровождались различными музыкальными инструментами. Новые выразительные средства по-новому раскрывали образы. Например, Жар-птица не очеловечивалась, а, наоборот, противопоставлялась людям — царевнам и приближалась к фантастическим, сказочным существам из русской народной поэзии.
Успех балета превзошел все ожидания. Второй сезон Париж рукоплескал русскому балету. Парижские журналисты в самых восторженных словах описывали спектакль, подчеркивая органическое соединение музыки, живописи и хореографии.
За то короткое время, когда Фокин, возвратившись, работал в Петербурге, он не мог поставить ничего сколько-нибудь значительного, так как основном был занят подготовкой к очередным гастролям. В 1911 году он выхлопотал себе у дирекции творческий отпуск на три года, обязуясь, однако, поставить на сцене Мариинского театра четыре новых балета.
В третий русский балетный сезон за границей особенный успех выпал на долю балета «Петрушка», музыку к которому тоже написал Стравинский, а оформлял спектакль Бенуа, сумевший в декорациях и костюмах передать народность и жизненность музыки, которая вся — действие. Первым исполнителем Петрушки был блистательный танцовщик и прекрасный актер Вацлав Нижинский. Этот балет стал вершиной балетмейстерского творчества Фокина в дягилевской антрепризе, он ознаменовал собой начало мирового признания Стравинского, роль Петрушки стала одной из лучших ролей Нижинского.
В этот период назревал разрыв в отношениях между Фокиным и Дягилевым. Начиная уже со второго гастрольного сезона, Дягилев стал приглашать иностранных музыкантов. Даже «Петрушку» дирижировал француз Пьер Монте. Затем последовали приглашения композиторов, сценаристов, танцовщиков. Художественная политика Дягилева резко менялась, Его антреприза уже не имела целью пропаганду отечественного искусства за рубежом, это стало уже капиталистическим развлекательным предприятием, преследующим коммерческие цели. И если в первые сезоны труппа показывала в основном балеты на музыку русских композиторов, то теперь в репертуаре преобладали произведения иностранных авторов, деятельность антрепризы все больше принимала космополитический характер. В 1912 году Дягилева покинул Бенуа. Фокин, как артист истинно русский, также не мог быть удовлетворен такой политикой Дягилева. К тому же, будучи человеком самолюбивым, он был задет тем, что он теперь не единственный балетмейстер антрепризы: в 1912 году постановку двух балетов осуществил НижинскиЙ.
Премьера Балета состоялась 25 июня 1910 года в рамках второго русского сезона Дягилева.
Готовя программу сезона 1910г., Дягилев поставил целью включить в нее оригинальный русский балет.
Либретто сказочного балета по мотивам русского фольклора уже существовало, будущий балет назывался "Жар-птица”.
Выбор Лядова в качестве композитора напрашивался сам собой. Дягилев с полным основанием называл автора симфонических картин "Кикимора”, "Баба-яга”, "Волшебное озеро” и многочисленных обработок русских народных песен "нашим первым, самым интересным и самым сведущим музыкальным талантом”.
Но Лядов медлил с началом работы, и стало ясно, что он не успеет к сроку. На какой-то момент у Дягилева мелькнула мысль о Глазунове. Недолгое время "Жар-птицей” занимался Н.Черепнин, но дело кончилось сочинением симфонической картины "Зачарованное царство”, а сам композитор, по словам Бенуа, "внезапно охладел к балету”.
Тогда-то Дягилев, не без подсказки Б.Асафьева, начал приглядываться к молодому, тогда еще неизвестному, композитору Игорю Стравинскому.
Зимой 1909г. Дягилев услышал в одном из концертов его "Фантастическое скерцо” для большого симфонического оркестра. От произведения веяло свежестью и новизной.
Неординарность ритмов, блеск и переливы тембровых красок, вообще печать сильной творческой индивидуальности, заинтересовали Дягилева.
Интуиция подсказывала ему, что в недрах этой пьесы таится облик будущего балета. Позднее, побывав вместе с Фокиным на исполнении симфонической миниатюры "Фейерверк”, Дягилев лишь укрепился в первоначальном впечатлении.
Фокин всецело разделял его: "Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо для огневого образа в балете”.
Решение было принято. Стравинский получил заказ. Интуиция не обманула Дягилева.
"Полет и пляс Жар-птицы” – примеры совершенно нового музыкального решения сольной вариации балерины.
Балет был готов в срок и Дягилев повез его в Париж. Постановщиком балета был Михаил Фокин. Он же танцевал и Ивана-царевича.
И вот 25.6.1910, под назв. «L'Oiseau de feu», состоялось первое представление балета французской публике.
Татьяна Карсавина писала в своих мемуарах: «Мне повезло, так как Матильда (Кшесинская), которая готовила роль Жар-птицы, изменила свое решение и отказалась ехать в Париж. Тогда эту роль поручили мне».
Состав артистов был такой:
Жар-птица - Т. П. Карсавина, Иван-царевич - Фокин, Царевна Ненаглядная краса - В. П. Фокина, Кащей Бессмертный - А. Д. Булгаков.
Успех был оглушительным. «Танец вернулся к нам с Севера» - писала критика.
В течение многих лет разными театрами возобновлялся балет "Жар-птица" .
Вот краткий перечень постановок:
1926, Парижская Опера, возобн., новые декорации и костюмы Н. С. Гончаровой;
Жар-птица - А. Д. Данилова, Иван-царевич - С.Лифарь, Царевна Ненаглядная краса - Л. П. Чернышёва.
2.10.1921, Петрогр. театр оперы и балета (б. Мариинский), балетм. Ф. В. Лопухов, худ. Головин, дир. Э. А. Купер;
Жар-птица - Е. М.Люком. Иван-царевич - Б. В. Шавров.
22.3.1962, Ленингр. Малый театр. балетм. К. Ф. Боярский (по Фокину), худ. С. А. Соломко (декорации), Т. Г. Бруни (костюмы), дир. С. А. Прохоров; Жар-птица - Л. Н. Сафронова, Иван-царевич - А. С. Хамзин. Марья Моревна - Н. С. Янанис, Кащей Бессмертный - Н. Н.Филипповский.
30.6.1964, Большой театр, балетм. С. К. Власов, Н. Р. Симачёв (по Фокину), худ. М. Н. Прокудина (по эскизам Головина), дир. М. Ф. Эрмлер;
Жар-птица - М. М.Плисецкая, Иван-царевич - Н. Б. Фадеечев, Царевна Ненаглядная краса - Н. М. Таборко. Кащей Бессмертный - В. А. Левашов.
25.6.1982, там же, возобн. по Фокину, балетм. и худ. те же, дир. А. А. Лавренюк;
Жар-птица - М. К. Леонова, Иван-царевич - Ю. В.Васюченко, Царевна Ненаглядная краса - Т. Г. Гаврилова, Кащей Бессмертный - Ю. Ю. Ветров.
И, наконец, 2002 год:
ПАРИЖ, 16 октября. /Корр. РИА "Новости" Леонид Кокович/. В парижском муниципальном оперном театре "Шатле" в среду стартует "Русский сезон" во Франции.
Как передает корреспондент РИА "Новости", честь его открытия предоставлена всемирно известному коллективу Мариинского театра Санкт- Петербурга, чья труппа в полном составе прибыла во французскую столицу.
Директор театра "Шатле" Жан-Пьер Броссман сообщил РИА "Новости", что одноактные балеты не случайно открывают русский культурный сезон во Франции. Ведь именно они, по его словам, "93 года тому назад на сцене "Шатле" в постановке Дягилева и Нежинского ослепили парижскую публику, завоевав Париж, а не русские казаки, как считают некоторые, которые в 1815 году расположились военным лагерем на Елисейских полях".
Балет "Жар-птица" на сцене Шатле был "по Фокину".
В 1975 году Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова поставил свою «Жар-птицу», сценаристом и балетмейстером которой выступил Борис Эйфман. Он объединил образы Жар-птицы и Царевны Красы Ненаглядной и доверил его воплощение одной из лучших балерин того времени – Габриэле Комлевой.
Живет в своей пещере Кащей Бессмертный. А под стеклянным колпаком держит Жар-птицу. Выпустил как-то Кащей Жар-птицу, чтобы полюбоваться на нее, а она возьми, да улети.Прилетела она к людям. Увидел ее Иван и был ослеплен ее блеском. Долго охотился он за ней, и, наконец, поймал. Стала она просить отпустить ее на свободу, но Иван не отпустил. Рассказала она ему, что вместе с другими девушками попала в плен к Кащею и он заколдовал их. Поцеловал Иван Жар-птицу, а она обернулась прекрасной девицей. Влюбился в нее Иван и стали они жить-поживать среди людей, как все. Узнал об этом Кащей. И тогда заколдовал он парней и девушек, друзей Ивана и забрал их в свое подземное царство. Если не вернется к нему Жар-птица, то и жить им вечно у него. Бросился царевич туда, да тоже в плен попал. Полетела прекрасная девица спасать любимого и его друзей. Стали они вместе с Иваном просить Кащея отпустить, но он снова превратил ее в Жар-Птицу. И осталась она в Кащеевом царстве. А Иван и его друзья освободились из плена. И спасла их Жар-Птица. Только и осталось у Ивана память о ней.