Вторник, 01.07.2025, 23:23 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

МЕЛАНЬИН А. часть№2 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

часть№2

МЕЛАНЬИН   АНДРЕЙ   АЛЕКСАНДРОВИЧ

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

АВТОРЕФЕРАТ


В главе III «Генезис пластического мотива» обосновывается процессуальный подход к хореографическому искусству, выявляются структурные уровни танцевальной фактуры, специфика её организации и  взаимодействия элементов. Глава состоит из двух параграфов.

       В параграфе 3.1 «Физиология и психология восприятия танца» определяется, каким образом движение и неподвижность, представленные в танце, организованы во времени. Благодаря ритму восприятие танца напрямую связано с физиологией психомоторного резонанса. Подобно  тому, как  при  прослушивании  мелодии  голосовые  связки  человека испытывают  рефлекторно-имитирующий  тонус («хочется  подпевать»), так  и  зрительное восприятие  ритмичного телодвижения  влечёт  за  собой  «резонирующее  напряжение» («хочется  танцевать»).  К  социально-утилитарному проявлению  этого эффекта «эмпатического резонанса»   можно отнести  некоторые  ранние формы «танца живота», исполнявшегося древними  женщинами  Междуречья и Индокитая  вокруг роженицы для  стимуляции родовых схваток.

       Одним из первичных  свойств  разума является способность человека различать и сопоставлять геометрические подобия. Ученые неоднократно отмечали   тенденцию  к геометризации  художественных образов,  свойственную первобытному и традиционному  искусству независимо  от  континентальной географии расселения древних культур .

       Складываясь  воедино, простые геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг и т.п.(по аналогии с  музыкальными  интервалами  в музыке) образуют  сложный  графический образ  в котором, с одной стороны, различимо своеобразие каждой  из слагаемых  форм, а с другой  – появляется  некое новое геометрическое построение. Такое построение в рамках данного исследования предлагается назвать рабочим термином  – графический  мотив. Далее рассматривается эффект слияния графических мотивов и  образования  главного носителя хореографической  мысли – пластического мотива.

       Высказывается предположение, что главную роль в процессе графической   стилизации  пластических   форм  движения играет эффект визуально-остаточных кинематических линий, которые на страницах данного исследования предложено называть «пластическими линиями». В подтверждение  этой позиции приводятся результаты опытов  У.Хогарта, С.Бабица, Р.и Д.Бенеш.

        В параграфе 3.2 «Танцевальная фактура» делается попытка соотнести   функции сценического движения с основными типами мелодического движения (линеарным и ладовым) принятыми в теории музыки. В рамках данного исследования предлагается структурное различение в сценическом движении двух функций: композиционной и лексической. В качестве классификационного признака композиционной функции предлагается избрать статуарность.

        На примере перемещений настольной статуэтки продемонстрированы все три  типа статуарной динамики (по горизонтали – продвижения, по вертикали – смена высотности, ракурсно-цикличное – повороты и вращения).В соответствии с тезисом «движения в движении» , родом танца, использующим статуарную динамику в качестве основного выразительного средства, можно считать фигурное катание. Эту же статуарную динамику можно ещё называть основной динамикой, потому что в процессе композиции она выступает в качестве чистой основы, которую «окрашивают» или, другими словами, «тонируют»  телодвижения, относящиеся уже к другой – лексической функции.

        В качестве классификационного признака  лексической функции предлагается избрать анатомическое телодвижение, связанное с изменением позиций ног, рук, головы и корпуса. Это позволяет на страницах данной работы трактовать анатомическое телодвижение, в теоретическом плане, как  позиционную артикуляцию, что уточняет, на наш взгляд, смысл общепринятого в подобном случае термина пластика.

       Традиционный подход, используемый в хореографии для классификации танцевальных поз, определяется как ракурсно-проекционный. В диссертации перечислены существующие признаки систематизации танцевальных поз (croisée, effacée; большие, малые; arabesque, attitude и др.). Предложены дополнительные признаки систематизации, заимствованные из теории изобразительного искусства, основанные на понятиях торсировка и силуэт.

         В работе делается попытка упорядочить использование  музыкальных терминов  для обозначения близких по смыслу приёмов исполнения принятых в хореографии. Всвязи с этим предложено называть континуальное движение вместо «легато»  – кантилена, а дискретное движение вместо «стаккато»  - пульсация. Приводятся примеры анализа танцевальной фактуры с использованием этих рабочих терминов.

        Устанавливается связь между амплитудой (размахом) исполнения танцевального движения и его динамическим оттенком.

        В Главе IV «Интонационное родство натуральных и социальных телодвижений» прослеживается эволюция жеста и мимики как составной части «действенного танца». В силу тесной взаимосвязи  пантомимы с  пластической интонацией предлагается  классифицировать их  признаки по ранним эволюционным проявлениям социально-сигнальных телодвижений.

        В параграфе 4.1 «Жестикуляция и мимика» приводятся определения К.Блазиса для жестов естественных, искусственных и условно-символических, а так же критические замечания Новерра по поводу использования условно-символических жестов в театре.

       В параграфе 4.2 «Контекстуальная ценность хореографического знака» автор комментирует полемику по вышеназванной теме, развернувшуюся в отечественном балетоведении во второй половине XX века.

   В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.

   Автор подтверждает позицию, что исчерпывающим способом фиксации хореографии является кинематограф или видеосъёмка. Тем не менее, эффективность разучивания хореографического текста с кордебалетом значительно возрастает, если балетмейстер-постановщик до начала репетиций проанализировал полученную с видеоисточника информацию и структурировал её  таким образом, чтобы не прибегать лишний раз к видеомониторингу во время репетиции.

    Автор полагает, что  контурные диорамы А.Меланьина наглядны, просты и удобны для анализа таких статических элементов танца как объединённые силуэты в дуэтах и группах. При этом он малоэффективен для анализа динамических элементов.

    Автор утверждает, что наилучшим для анализа динамических элементов танца является метод Benesh Movement Notation который, в свою очередь, неудобен для фиксации объединенных силуэтов (в дуэтах и группах).

    Самым точным для интонационного анализа танцевального движения, по мнению автора, является литературно-экспрессивный метод А.Волынского, который позволяет различать наибольшее число эмоциональных оттенков, смысловых интонаций и  символических акцентов.

   Предложена концепция взаимоотношений между движениями образующими рисунок танца и танцевальную лексику. Они трактуются как две функции – композиционная (статуарная) и лексическая (пластическая). К композиционной функции  предложено отнести три  типа  статуарной  динамики (по горизонтали  – продвижения, по вертикали – смена высотности, ракурсный цикл – повороты и вращения).

    Виды пластического (анатомического) движения отнесены к лексической функции. Сделано научное обоснование постановочной методики П.Гусева («задачи куска») – как метода назначенных фактурных функций.

    Перспективы дальнейшего исследования автор видит в развитии комбинированной модели научного анализа танцевального движения  в  единстве его семантических и пластических значений с использованием видеозаписей, литературно-экспрессивных описаний, нотной табулатуры Т.Арбо,  нотации танцевальных движений по системе Р. и Дж. Бенеш и метода  контурных диорам, разработанного автором данной работы.

       В Приложении I размещены тексты теоретиков, имеющие непосредствен- ное отношение к теме данной работы.

       В Приложении II содержатся  рисунки и разновидности нотаций хореогра- фических текстов.

       В Приложении III  приводится краткий обзор западноевропейских балетных постановок  (XV-XX вв.)  с комментариями автора данной работы.

      Публикации по теме диссертации:

      В изданиях рекомендованных ВАК:

1. Меланьин А.А. Хронофотография как метод исследования танца// Балет. 2010.№ 1 С 24-25, 0,25 п.л.

2. Меланьин А.А. Тщетная предосторожность. Проблемы сохранения классического наследия. Хорошо сбереженная дочь// Балет. 2009.№1, С. 14-15..0,25 п.л.

3. Меланьин А.А. Генезис пластического мотива в хореографии // Альманах РАТИ – ГИТИС, 2010.№ 4.0,5 п.л.

В других научных изданиях:

4. Меланьин А.А. Семь нот балета // Сборник статей МГАХ,

2010, № 17 С.42 – 48, 0,5 п.л.

5. Меланьин А.А. Захаров – режиссер мыслящий хореографическими образами //Материалы научной конференции МГАХ, 2008, 0,5 п.л.

6. Меланьин А.А. Темп. Ритм. Метр.//Альманах Института танца государственной академии славянской культуры, 2010, №2,С.41-45, 0.3 п.л.

7. Меланьин А.А. Психомоторный резонанс.//Альманах Института танца государственной академии славянской культуры, 2010, №2,С.46-49, 0.3 п.л.

 

Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (13.06.2011)
Просмотров: 1451 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета