ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Adajio – (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.
Allonge– (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.
Aplomb– (апломб) устойчивость.
Arabesque – (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.
Arrondi– (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.
Assemble – (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.
Attitude – (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance – (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pasballonne– (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце – характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на surlecoudepied.
Pasballotte– (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire – (балансуар) качели. Применяетсявgrandbattementjete.
Batterie– (батри) барабанный бой. Нога в положении surlecoudepied проделывает ряд мелких ударных движений.
Battus– (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.
Bourreepasde– (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Brise- (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Basquepasde– (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.
Battement– (батман) размах, биение; упражнение для ног
Battementtendu– (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.
Battementfondu– (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battementfrappe– (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.
Battementdoublefrappe– (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.
Battementdeveloppe– (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battementsoutenu– (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.
Cabriole– (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain– (шен) цепочка.
Changementdepieds– (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.
Paschasse– (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Chat, pasde– (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.
Ciseaux, pas– (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe– (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.
PasCouru– (па курю) пробежка.
Croisee– (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.
Degagee– (дегаже) освобождать, отводить.
Demiplie– (деми плие) полуприседание.
Developpee– (девлоппэ) вынимание.
Dessus-dessous– (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pasdebourre.
Ecartee– (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee– (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.
Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.
PasEmboite– (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Endehors– (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.
Endedans– (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.
Enfase– (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
Entournant– (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat– (антраша) прыжок с заноской.
Entrechat-tromis– (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.
Entrechat-quatre– (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.
Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.
Entrechat-six- (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.
Epaulement– (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.
Exercice– (экзерсис) упражнение.
Flic-flac– (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.
Fouette– (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.
Fermer– (фермэ) закрывать.
Faille, pas– (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galoper– (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.
Glissade– (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand– (гранд) большой.
Jete– (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jeteentrelace– (жетэантрэлясэ) entrelacee – переплетать. Перекидной прыжок.
Jeteferme– (жетэфермэ) закрытый прыжок.
Jetepassé – (жетэпассэ) проходящий прыжок.
Lever– (левэ) поднимать.
Pas– (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pasd`actions– (па д`аксион) действенный танец.
Pasdedeux– (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pasdedeux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pasdedeux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.
Pasdequatre – (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.
Passe– (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit– (пти) маленький.
Petitbattement– (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette– (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie– (плие) приседание.
Pointe– (пуантэ) носок, пальцы.
Portdebras– (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.
Preparation– (прэпарасьон) приготовление, подготовка.
Releve– (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Relevelent – (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.
Renverse– (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.
Ronddejambeparterre– (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.
Ronddejambeenl`air – (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.
Royal– (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.
Saute– (сотэ) прыжок на месте.
Simple– (семпль) простой. Простое движение.
Sissonne– (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonnefermee– (сисон ферме) закрытый прыжок.
Sissonneouverte– (сисонуверт) прыжок с открыванием ноги.
Sissonnesimple– (сисонсемпль) простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonnetombee – (сисонтомбэ) прыжок с падением.
Soubresaut– (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.
Sautdebasque – (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu – (сутеню) выдерживать, поддерживать.
Suivi – (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pasdebourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.
Surlecoudepied – (сюрле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.
Tempslie – (танлие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.
Рекомендуемая литература:
- Базарова, Н.П. Азбука классического танца [Текст]: первые три года обучения/Н.П. Базарова, В.П. Мей. - СПб.: Планета Музыки: Лань.- 2010.-240с. – (Учебники для вузов.Специальная литература)
- Балет: энциклопедия [Текст] / гл. ред. Ю. Н. Григорович. – Москва :Сов.энцикл., 1981. – 623 с.
- Бекина, С.И. и др. Музыка и движение[Текст] - М., 1983.
- Блазис, К. Танцы вообще [Текст]: балетные знаменитости и национальные танцы / К. Блазис. - 2-е изд., испр. - СПб.: Лань: Планета Музыки, 2008. - 352 с.
- Блок, Л. Д. Классический танец[Текст]: История и современность / Л. Д. Блок. – М: Искусство, 1987. – 556 с.
- Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст]/ А. Я. Ваганова. – СПб-М: Лань, 2007. – 192 с.
- Ваганова А. Основы классического танца[Текст]. – Л., 1980.
- Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца[Текст] / А. Л. Волынский. – СПб: Лань, Планета музыки, 2008. – 352 с.
- Волынский, А.Л. Книга ликований [Текст]: азбука классического танца/А.Л.Волынский.-СПб.:Лань: Планета Музыки, 2008.-352с.- (Мир культуры, истории и философии)
- Глушковский, А.П. Воспоминания балетмейстера [Текст]: учеб. пособие/ А.П.Глушковский.-2-е изд., испр.-СПб.: Планета Музыки ,Лань, 2010.-576с.
- Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах[Текст]/ С. Н. Головкина. – М.: Искусство, 1989. – 160 с.
- Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии[Текст]: метод.пособие / И. Г.Есаулов. – Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1992. – 136 с.
- Комбинации классического урока А. Я. Вагановой. Старшие классы. Запись Н. Н. Зазулиной[Текст]// Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – Спб.: изд-во АРБ. – 2001. – № 9.
- Композиция классического танца[Текст] / сост. Я. Сех, ред. Е. Коровина, Э. Мазнина. – М., 1987.
- Конюс Н. «Жизель»: хореографический текст балета. [Текст] – М., 1975.
- Красовская В. Русский балетный театр начала XX в. [Текст]: в 2 т.; т. 1:
- Лопухов Ф. 60 лет в балете[Текст]/Ф. Лопухов – М., 1966.
- Лопухов, Ф. В глубь хореографии [Текст]: сб. /Ф. Лопухов. М.: Фолиум, 2003. – 192с.
- Мессерер A. M. Уроки классического танца[Текст]/ A. M. Meccepep. – СПб.– М.: Лань, 2004. – 400 с.
- Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время. [Текст] - М., 1990.
|