Суббота, 15.03.2025, 17:07 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Польcкие танцы » Описание Польских танцев и их характерных движений

ПОЛЬСКИЕ ТАНЦЫ. Юрий Гогол, Казимир Яцык, Тереза Шрамовска, Эльжбета Хаус


ПОЛЬСКИЕ ТАНЦЫ

 

Юрий Гогол, Казимир Яцык, Тереза Шрамовска, Эльжбета Хаус

Экскурс

История польских танцев

Танцы горных районов Польши

Районные варианты польских танцев

Национальная женская одежда

Национальная мужская одежда

Прошло несколько веков с той поры, как польские народные танцы стали известны во многих странах Европы. Популярность пришла к ним сразу. Их по достоинству оценили и любители танцевального искусства и мастера-профессионалы.

Развитию польских танцев в значительной степени способствовали оперно-балетный театр и бальная хореография. Но в сценической обработке шотеров прошлого и тем более в бальной интерпретации народный танец не мог быть представлен во всей своей красоте и многообразии. Особенно много терял он в бальной интерпретации, приобретая салонно-изысканные, а иногда и манерные черты. Подлинную красоту национального танца, многообразие его форм сохранял польский народ, особенно крестьянство. В глубокой древности в крестьянской среде возникли почти все виды народного танца. Значительно позднее сочинителями танцев стали ремесленники, городской люд. Первые танцевальные формы были неразрывно вязаны с обрядами, календарными играми, началом и концом полевых работ, семейными торжествами, являясь неотъемлемой частью их. Этим объясняется массовость польских танцев, широта и размах их композиционного рисунка, издавна польским танцам присущи театральная яркость, декоративность.

В рождественские праздники в каждом доме были обязательны танцы ряженых. Свои танцы имела пасхальная неделя. А в день Ивана Купалы молодежь вола хороводы вокруг костров. Борьба польского народа с угнетателями запечатлена в героических танцах.

Они воспевают мужество и бесстрашие простых людей. Патетична и воинственна пластика этих танцев. Их композиционный рисунок строг, величествен, динамичен.

На многолюдных народных празднествах слагались и канонизировались различные па, движения, позы наиболее распространенных танцев: полонеза, «мазура», краковяка, «обэрэка» и др. Поколение за поколением совершенствовали и передавали друг другу красивый и сложный комплекс их движений. Бережно хранил польский народ чистоту форм и характер исполнения своих танцев, оберегая их от чужеродных влияний.

Польский народный танец преимущественно парно-массовый, исполняется он любым количеством пар, чаще четным. В отдельных областях есть танцы мужские и женские. Велик танцевальный словарь польской народной хореографии. Здесь много различных сложных движений, вращений, поз. В пластике польских танцев сочетаются грациозность и мужественность, тонкая лиричность и бурный темперамент. Но весь этот сложный танцевально-психологический сплав подается сдержанно, строго. Особенно сложна архитектоника дуэта. В нем много различных поворотов и поз, мелких движений; исполнители должны строго следить за красотой рисунка рук, четко и образно заканчивать танцевальные фразы. В дуэте мужчина рыцарски внимателен к своей даме, он старается добиться ее благосклонности, он элегантен, подтянут и мужествен. Это особенно характерно для мазурки.

История польских танцев

В XVIII веке полонез был известен по всей Европе. Нередко в нем участвовало огромное количество пар — до ста двадцати. Существовали формы полонеза, в которых юноши и девушки не держались за руки, известен полонез, исполнявшийся только девушками. В настоящее время в полонезе может участвовать любое количество пар. Исполнители держатся за руки, кавалер ведет свою даму, он полон внимания к ней.

Композиционно полонезу свойствен самый разнообразный рисунок: ход по кругу пара за парой, построение в колонну, поочередный переход пар через колонну. Естественно, что при этом исполнители разъединяют руки, затем вновь соединяют их. По ходу танца выполняются повороты в парах, поклоны. Музыкальный размер полонеза, как и «ходзон», трехдольный, темп медленный, торжественный. Заканчивается танец обычно поклоном исполнителей друг другу.

Одним из популярнейших польских танцев является также «мазур». Родина его — Мазовше. «Мазур» — парный танец. В польских деревнях его исполняют под пение или народный оркестр. Для этого танца народ сложил много забавных и остроумных припевок. Чаще всего в них восхваляется красивая и ловкая в работе девушка, с которой хотят танцевать все парни. Основная роль в «мазуре» часто принадлежит девушке первой пары, которая ведет танец, она может, танцуя, подбросить платок вверх, а все юноши стараются поймать его. Тот, кто поймает платок, может потанцевать с этой девушкой. В «мазуре» много различных сложных фигур. Перемена их зависит от ведущей пары. «Мазур» танец веселый, жизнерадостный, некоторые его фигуры напоминают массовую молодежную игру. В быту он не имеет канонизированной композиции. Балетмейстер, сочиняющий сценическую форму танца, может строить композицию и располагать фигуры свободно, по собственному плану и замыслу. Но зато «мазур» имеет только ему свойственные ходы, движения, позы, своеобразный рисунок рук. Эти его особенности должны сохраняться в сценических формах танца.

Краковяк — быстрый, темпераментный парно-массовый танец. Родина его — Краков, но исполняется он всюду. В народе краковяк часто исполняется с припевками, в которых восхваляются краковские парни. Танец исполняется четным количеством пар под оркестр народных инструментов и от начала до конца идет в одном быстром темпе.

В сценическую композицию краковяка балетмейстер может ввести солирующую пару. В народных формах краковяка ведущая роль принадлежала юноше. Смена фигур, создание веселой атмосферы зависели от его изобретательности и находчивости. Он должен был сочинять прибаутки, выбирать попевки. В краковяке много разнообразных фигур. Исполняют его темпераментно, четко. Красота танца зависит от правильного положения корпуса, который должен быть строен, несколько подтянут, но гибок. Его положение должно соответствовать движениям рук и ног. Мелкие движения ног выполняются легко и ритмически четко. Рисунок рук в краковяке сочетается с общим рисунком танцевальной фигуры.

В Куявии родился танец, получивший название «куявяк». Это танец медленный, плавный, вальсообразный. Но бывает «куявяк», в котором фигуры ритмически выполняются по-разному. Например, первая фигура выполняется медленно, вторая — быстро, третья — медленно, четвертая — быстро и т. д. В частушках и песнях к «куявяку» парни просят музыкантов сыграть и приглашают девушек к танцу, а девушки благодарят родителей за то, что они научили их танцевать. В сценическом варианте этот танец выполняется четным количеством пар. Для «куявяка» характерны: парный ход по кругу с вращением, подниманием и переносом девушек, своеобразные парные вращения, во время которых юноша мелко переступает на каблуках по 6-й позиции, девушка — на полупальцах.

«Обэрэк», как и большинство польских танцев, танец парно-массовый. Этот живой и веселый танец построен на вращательных движениях. Часто его танцуют после «куявяка». Но если «обэрэк» исполняется самостоятельно, то в нем может быть медленная часть. В быту «обэрэк» исполнялся под пение или под аккомпанемент народных инструментов. В тексте попевок встречаются такие фразы: «Изба мала, но когда вынесут печь, то будет достаточно места для танца».

Пары двигаются по кругу, по диагонали или по прямой линии. Для «обэрэка» характерно опускание юноши на колено перед девушкой своей пары, прыжки с поочередными бросками ног назад, так называемые «козлы», причем обе ноги вытягиваются в коленях, а корпус сильно наклоняется вперед, без прогиба в пояснице Девушка во время этого движения как бы поддерживает юношу.

Танцы горных районов Польши

Горные районы Польши — родина многих танцев, но особенно распространены здесь гуральские и збуйницкие танцы. Гуральский танец может начать одна пара, постепенно вовлекая в танец остальных участников праздника. Но танцующие пары не соединяются. В паре исполнители также не держатся за руки и двигаются самостоятельно друг около друга. Гуральские танцы относятся к числу импровизационных. Более сложные движения выполняет мужчина. Большинство этих танцев исполняется на низких полупальцах. Руки у мужчин могут быть свободно опущены, могут лежать тыльной стороной кисти на бедрах или сзади на уровне поясницы. Локти направлены чуть вперед. Женщины также держат руки чуть сзади. У женщин на плечи накинут большой платок, и, чтобы концы не мешали, они руками отводят их назад. Отсюда и произошло такое своеобразное положение рук. Корпус в гуральском танце не напряжен, и верхняя часть его слегка наклонена вперед. Все движения выполняются легко. Часто мужчины держат в руках топорик (цюпага). Обычно танец начинает юноша, ему подтанцовывает девушка, затем в танец вовлекаются другие девушки. Танцуют с выкриками. Иногда мужчины и женщины танцуют отдельными группами.

Для женского костюма характерны мягкие туфли, широкая шерстяная юбка до икр, зеленая или черная, по которой вышиты крупные красные розы. Под верхнюю юбку надевается несколько нижних накрахмаленных юбок, заканчивающихся зубчиками. Кофта белая льняная с широкими вышитыми рукавами. Черный корсаж с блестками шнуруется сверху вниз красной или зеленой лентой. Шнуровка заканчивается бантом, концы ленты свисают до низа юбки. На плечах — большой платок с бахромой. Голова ничем не покрыта, волосы заплетены в одну или две косы без лент.

 

Для мужского костюма характерны брюки из белого толстого сукна, плотно обтягивающие ноги. Спереди они вышиты, по бокам — широкие черные или красные лампасы. Рубашка белая льняная. Ворот завязывается красной ленточкой, спереди к нему обычно приколота серебряная брошь или красный бантик. Поверх рубашки — гуня (типа пиджака), которая не надевается в рукава, а просто набрасывается на плечи. Пояс кожаный, широкий, спереди с металлическими бляшками. На голове — черная или зеленая шляпа с широкими полями. Дно шляпы плоское с красным кожаным ободком. Иногда шляпа украшается пером. На ногах — мягкие кожаные туфли (кербуэ) и белые носки.

Збуйницкий танец исполняют одни мужчины. Число участников может быть от четырех до шестнадцати человек. Танец имеет маршеобразный характер, для него типичны энергичные приседания, подскоки, притопы, звон скрещивающихся топориков, которые обязательны в этом танце, что свидетельствует о его связи с военными походами, сражениями. Збуйницкому танцу посвящено много народных легенд. Збуи — народные мстители — защищали бедных и бесправных. В легендах говорится, что танцевали они вокруг горящего костра, а в паузах пели воинственные песни, размахивая топориками и со звоном скрещивая их. Танец заканчивался сложными присядками, которые каждый исполнитель делал по-своему, но обязательно соблюдая общий ритм. В современном збуйницком танце тоже много прыжков, сложных присядок и фигур. Танец этот усложняют движения с топориками.

Ведет танец предводитель — харнасе, он меняет фигуры, дает сигнал к переброске топориков.

Районные варианты польских танцев

К районным вариантам польского танца относится «трояк», он типичен для Силезии. Исполняют его тройками. В каждую тройку входит один юноша и две девушки. «Трояк» состоит из двух частей. В первой, медленной части (музыкальный размер 3/4) парни ведут своих девушек по кругу. Этот своеобразный парад троек заканчивается построением в полукруг или одна тройка за другой. В первой части танец нередко сопровождается пением. Вторая часть быстрая, веселая (музыкальный размер 2/4). Для нее характерны вращения. Парень ударяет в ладоши, а девушки в это время быстро кружатся. Затем он поочередно кружится со своими партнершами и каждый раз, прежде чем поменять девушку, хлопает в ладоши. Пока парень кружится с одной девушкой на месте, вторая обегает их. К концу второй части исполнители в тройках снова берутся за руки. Пору небывалого расцвета переживает сейчас танцевальное искусство Польской Народной Республики. В сохранении подлинных образцов народного танца, создании новых форм, в популяризации национальной хореографии в других странах велика роль ансамблей народного танца. Особенной популярностью пользуются ансамбли «Мазовше» и «Шлёнск». Государственный ансамбль песни и танца «Мазовше» был создан в 1948 году. Его основатели — Тадеуш Сыгетыньский и Мира Зиминьска-Сыгетыньска. Танцы в ансамбле ставили известные балетмейстеры — Леон Войциховский, Евгений Паплинский, Витольд Запала и другие. Необычайно богат и разнообразен репертуар ансамбля, включающий танцы всех областей Польши. Наряду с популярными народными танцами репертуар ансамбля все время пополняется вновь созданными танцевальными композициями.

Государственный ансамбль народной песни и танца «Шлёнск» в своем творчестве представляет главным образом танцевальный фольклор Силезии. Силезия — самый крупный польский промышленный район, район шахт и металлургических заводов, который называют краем «черного золота», район прекрасной горной природы. Ансамбль возник в 1953 году. Создателем и руководителем его является композитор и писатель, собиратель народных песен, профессор Станислав Хадына. Главный хореограф ансамбля — Эльвира Каминьска.

«Шлёнск» демонстрирует не только сокровища фольклора Силезии, но и постоянно расширяет свой репертуар за счет песен и танцев других районов Польши. В его репертуаре: полонез, мазурка, краковяк, «куявяк», «обэрэк» и другие танцы.

Многие замечательные произведения польских композиторов созданы на народной основе. Гениальный Шопен широко использовал танцевальный фольклор. В своих полонезах и мазурках композитор создавал картины бесконечно дорогой ему родной природы, сцены народной жизни, выражал непреклонность польских патриотов.

В польских танцах в художественной форме запечатлены народный характер, прошлое и настоящее страны. За изысканность и красоту форм, жизнерадостность, за связь с жизнью польские танцы снискали огромную популярность и любовь во многих странах мира.

Национальная женская одежда

 

Национальная женская одежда Польши была самой модной со второй половины 20 века, когда произведенные в широком масштабе ткани были доступны населению всех сословий. Немного было заимствовано в польской национальной одежде от восточных стран, а оригинальность национальных костюмов передавалась в течение нескольких веков из поколения в поколение.

 

Главной деталью женской национальной одежды был рантух. Это внушительных размеров белое покрывало, которое девушки надевали на голову, драпировали лица, шеи и плечи, а иногда и стан. На рантух, как правило, надевался чепчик или шапочка. У состоятельных полячек такой головной убор был украшен жемчугом или кружевом. Состоятельные женщины носили шапки из бархата с меховым отворотом из куницы, бобра и соболя. Делались также шапки из меха. На краях рантуха были вышиты однотонные узоры черной или красной нити в переплетении с золотым шитьем.

 

Самым любимым орнаментом у полячек считались цветы и турецкая тематика. Покрывало и шапки носили все замужние женщины разных социальных слоев. Женам и дочерям шляхтичей с середины 16 века по первой половине 17 века шились платья по итальянским и испано-немецким образцам. Покрой платья больше был похож на испанский, отличием только было добавление в виде фартука, чепчика, соединенного с шапкой с меховым отворотом.

 

Одежда зажиточных горожанок была похожа на дворянскую и представляла собой упрощенный вариант. Начиная с середины 17 века французские моды постепенно начали набирать интерес среди жителей Польши. Платье дворянок шло с узким закрытым лифом, который заканчивался мысом, с красочной отделкой на груди, конусообразной гладкой юбки и короткой пелерины. Украшались платья рядами цветных узорных кантов, золотым и серебряным кружевом, плетеным шнуром.

 

Женщины, состоявшие в мещанстве, носили прилегающий жакетик, который был похож на мужской пурпуэн, юбку с мягкими фалдами, фартук, а на плечах часто в качестве накидки висел объемный жакет с нарядными рукавами.

 

Женщины очень любили носить шубы из соболя, куницы, бобра. В 17 веке польские шубы были заимствованы русскими. Считалось, что в Руси польские кафтаны и польские шубы носила только знать.

 

В моде были также различные по материалу пояса: металлические, кожаные или шелковые.

 

Состоятельные замужние полячки носили золотые цепи, вышитые жемчугом чепцы, а также драгоценности тяжелого веса.

 

Польские горожанки использовали очень часто дорогие ткани – это шелк, бархат и атлас. Большую популярность имели материи с золотистой и так называемой "люстровой" поверхностью.

 

Жены бедных ремесленников в 16-17 века одевались очень просто. Их типичная одежда состояла из темного платья дешевых материй, белой рубашки, лифа с укороченными рукавами (или корсажем без рукавов), присборенной юбки, рантуха. В середине 17 века эта одежда перешла и в крестьянскую среду.

 

В настоящее время традиционные женские костюмы до сих пор носят на свадьбах, на каких-либо важных событиях или неофициальных встречах. Они имеют яркую окраску, вышиты шелком, иногда украшаются бисером или жемчугом.

Национальная мужская одежда

 

Национальный костюм любого народа несёт определённые функции – сохранение культурного наследия государства, информирует об особенностях исторического развития и служит символом нации. Национальная одежда Польши очень яркая и имеет о много цветовых и стилевых вариантов в зависимости от региона. Но, тем не менее, каждый костюм всегда красочен, колоритен, имеет много орнамента, вышивок и различных украшений и аксессуаров.

 

Самые популярные национальные польские костюмы считаются родом из Кракова. Именно краковский вариант польского одеяния считается символом всей Польши. Им немного уступают костюмы из Ловиц, что недалеко от Варшавы и горного района Татры. В горах мужчины до сих пор носят штаны из белого сукна, кожаный пояс, куртку из овечьей или заячьей шерсти.

 

В XVI веке польский мужской костюм на протяжении довольно длительного периода видоизменялся под воздействием немецкого, итальянского, испанского влияния. Но чаще всего оно сказывалось на людях высших сословий и военных в их обмундировании. В большинстве своём обычные поляки носили традиционную польскую одежду.

 

Верхняя мужская одежда называлась жупан. Это длинное приталенное одеяние со стоячим воротником и частым рядом пуговиц от горла до талии. Жупан носили представители всех сословий. Отличались жупаны только качеством материи и поясом, который собственно и являлся свидетельством принадлежности к тому или иному рангу, благодаря вытканному мелкому рисунку, богатству орнамента и качеством вшитых нитей. Пояса могли быть изготовлены и из кожи или металлических чеканных пластин. Застёжки на поясе делались из металла или даже драгоценного метала, например, серебра. Петлицы – из декоративного шнура, а пуговицы состоятельных поляков – это ювелирная работа мастеров.

 

Поверх жупана надевали делию – накидку с широким воротником на тонкой меховой подкладке, напоминающую турецкий кафтан. Древний головной убор поляков назывался рогатывка. Он представлял из себя шапку с отворотом. Как и пояс, рогатывка могла рассказать о финансовом состоянии своего владельца. Богатые и состоятельные украшали головные уборы драгоценными пряжками, перьями. На ногах мужчины носили сапоги или невысокие башмаки.

 

С XIX века изменилось политическое и экономическое состояние Польши. В производство запустили изготовление недорогой ткани, доступной для крестьян, которые больше не имели статус рабов, и для других слоёв населения Польши. Сегодня польский национальный костюм – это яркое одеяние, украшенной вышивкой, различными орнаментами. Их до сих пор носят в деревнях по праздникам, в церковь, одевают на свадьбы. Для мужчин – это жакеты из небелёной шерсти, с ручной вышивкой ворота и окантовкой, штаны из сукна с чёрными полосами, ботинки с высокой шнуровкой.

 

Обязательным дополнением для мужчины – чёрная фетровая шляпа. Национальные костюмы изящно переплетают в себе ремесленные традиции портного дела, вязания, вышивки, ювелирного мастерства, формируя, таким образом, богатый и красочный ансамбль. Разумеется, формирование польской культуры имеет отклик с другими славянскими народами – русским, украинским, венгерским, румынским, австрийским. Но, тем не менее, польский национальный костюм – это та изюминка культурного наследия, которую бережно передаётся из поколения в поколения, сохраняя уникальные польские традиции.

Категория: Описание Польских танцев и их характерных движений | Добавил: sasha-dance (08.10.2010)
Просмотров: 10659 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета