Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.
Эстонский народный танец. Estonian folk dance. В эпоху феодализма эстонский народ не имел благоприятных условий для развития своей культуры и искусства. После длительней борьбы он попал под тяжелый гнет сначала «емецких рыцарских орденов, затем шведского королевства. Рыцари и бароны, хозяйничавшие в стране, неодобрительно относились к народному творчеству и играм, понимая, что песни и пляски поднимают дух народа. Пасторы в старинных народных танцах и играх видели остаток язычества и вели с ними упорную борьбу.
В неодобрительном плане упоминают старинные хроники о народных обрядовых плясках, особенно связанных с праздником летнего солнцеворота в так называемую Иванову ночь, когда крестьяне зажигали в лесу бочки с дегтем или просто костры и заводили вокруг них хороводы.
Несмотря на преследования и запреты, народ любил свои песни и пляски, обращался к ним в часы досуга, находил в них отдых и отраду после тяжелой, изнурительной работы. В старину местом сбора молодежи были корчмы, постоялые дворы, стоявшие или на «большой проезжей дороге, или у деревенской церкви. В середине корчмы находился обычно «столб, около него лавка, на которой сидел музыкант. Молодежь танцевала вокруг этого столба. Летом молодежь танцевала на гумне, иногда на площади около больших качелей, которые являлись любимым развлечением эстонской деревни. В эстонской деревне до последнего времени сохранился старинный обычай: играми и плясками отмечать окончание сельскохозяйственных работ.
Летом многие крестьяне приглашали к себе соседей с просьбой помочь на поле. По окончании работы хозяин готовил для приглашенных угощение, звал музыканта, под игру которого молодежь заводила пляски. Осенью, после уборки урожая (обычно в начале ноября), в деревне был день всеобщего веселья.
В этот день ряженые ходили с песнями и танцами из избы в избу, и каждый, к кому они являлись, оделял их сладостями и всякой снедью.
Танцы были также необходимой принадлежностью народной эстонской свадьбы, причем исполнялись во время свадьбы как специально обрядовые, так и обычные парные танцы. Свадьба в эстонской деревне праздновалась несколько дней: сначала в доме невесты,потом в доме жениха. Начинали танцевать обычно жених и невеста после первого угощения в доме невесты.
Танцами сопровождался также самый торжественный момент свадьбы:обряд одевания на невесту головного убора замужней женщины. Невеста танцевала поочередно со всеми своими будущими родственниками со стороны мужа. После каждого танца невеста должна была преподнести протанцевавшему с ней родственнику подарок. В этих танцах она старалась показать свою грацию и изящество.
В некоторых областях Эстонии свадьба заканчивалась комическим танцем хозяек, готовивших угощение, которые при этом себе на спину навешивали ложки, горшки, крышки котлов. Этот танец-давал понять гостям, что свадьба окончена и пора расходиться по домам. Старинные танцы были массовыми или парно-массовыми и исполнялись чаще всего по кругу. В записках одного путешественника XVIII века имеется интересное описание популярного тогда народного танца Мустяла паарис пульмароьт.
Танцующие становятся парами и в каждой паре берутся за руки. Первая пара идет во главе колонны, за ней спокойно, плавно следуют все остальные пары, то по кругу, то змейкой. Иногда пары разбиваются на две длинные изогнутые линии: мужчины идут в одну сторону, девушки — в другую, потом линии опять соединяются, и каждый кавалер берет свою даму за руку. Судя по описанию этот танец напоминает полонез.
Элементы его еще остались в народе, особенно часто встречаются они в танцах острова Саарема. Одним из танцев, дошедших до нас из глубокой древности, является «Таргарехе-алуне»—женский танец хороводного типа. Исполняют его крестьянки; взявшись за руки, они выходят друг за другом правым плечом вперед. Медленно двигаясь против хода часовой стрелки, девушки смыкаются в круг, лицом к центру. Затем, переступая с ноги на ногу, как бы приминая землю или вытаптывая траву, девушки наклоняют корпус вперед и высоко поднимают назад соединенные руки. В этих движениях сохранились элементы старинных обрядов: поклон земле с просьбой хорошего урожая.
Сопровождением танцу в старину служило пение или игра на таких народных инструментах, как дудочка или струнный инструмент «каннель», похожий на гусли. Позднее наиболее популярным инструментом стала волынка. В начале XIX века — в эпоху перехода от феодализма к капитализму—произошли глубокие изменения в культурной жизни народа.
В XIX веке расширились связи Эстонии с другими народами и в быт ее проникли танцы соседних стран. На культуру Эстонии XIX века оказывала значительное влияние русская культура. Эстонская молодежь, служившая в армии, приносила на родину русские танцы. Из России пришла в Эстонию кадриль, конечно, приобретшая своеобразную окраску в обстановке эстонской деревни. Новый характер приобрели также и эстонские народные танцы. Мало-помалу преобладающее место в народном быту заняли парные танцы, пришедшие на смену групповым и массовым. Особенно широкое распространение получил «Лаба яла вальс» (от слова «ла-баялг» — ступня), исполнявшийся в различных вариантах, из них некоторые напоминают обычный современный вальс, другие очень специфичны и своеобразны. Изменились и инструменты, под аккомпанемент которых исполнялись танцы. Волынку постепенно вытеснила скрипка. Позднее появилась также гармонь.
Во второй половине XIX века репертуар народных танцев еще расширился. В быт вошли польки и другие быстрые по движениям танцы. Парные эстонские танцы чаще всего имеют несложную двухчастную форму; иногда, однако, встречаются танцы трехчастные, более сложные по своему построению. Порядок фигур в танце и движения каждой фигуры точно установлены, никакой импровизации не допускается, пара за парой движется обычно по кругу против хода часовой стрелки.
К числу наиболее популярных эстонских народных танцев относятся: «Йоксу-полька» — живой, веселый, легкий парный танец, основанный на подскоках поворотах с подскоками и легком беге, что показывает само название танца, происходящего от слова «йокс» — бег.
«Ямая лабаялг» («Ямая» — название местности, «лабаялг» — ступня) — парный танец, исполняемый спокойно и медленно. В первой фигуре танцующие двигаются плавно, как бы прогуливаясь пара за парой, поднимая при этом свободную ногу невысоко вперед. Затем следуют другие фигуры: вальс на всей ступне, вальс с пристукиванием ногой (пристукивают поочередно то юноша, то девушка), наконец, вальс в быстром темпе. Но первое движение прогулки повторяется перед каждой из этих фигур.
«Инглизка»—танец парно-массовый, кадрильного типа, с музыкальным размером 2/4. Пары выстраиваются двумя рядами, по обеим сторонам сцены, лицом друг к другу. Некоторые фигуры каждый ряд исполняет отдельно, в других фигурах исполнители двух рядов меняются местами. Движение польки — одно из основных в этом танце. Весьма своеобразен в эстонской хореографии «Пульга-танц» (от слова «пульга»— палка) — мужской массовый танец с палками. Участники танца в каждой руке держат палку длиной примерно 3/4 метра. Начинают они танец, двигаясь один за другим по кругу тяжелыми широкими шагами и опираясь попеременно то на одну, то на другую палку. Эта фигура, как отыгрыш в песне, повторяется после каждой следующей. Наиболее характерное движение остальных фигур — подскоки, во время которых палки скрещиваются то перед собой, то за спиной, то над головой, то под поднятой ногой. В одной из фигур исполнители кладут палки на пол крест-накрест и перепрыгивают через них — из клетки в клетку.
По характеру исполнения эстонские танцы иногда степенные, иногда более оживленные, но всегда спокойные. В движениях сказывается собранность, свойственная национальному характеру эстонского народа.
Особенно в послевоенные годы в среде деятелей эстонского искусства возрос интерес к народному творчеству вообще и в частности — к танцу.
Наиболее популярны из новых танцев: «Сенокос» — танец, отображающий скашивание сена, его сушку и уборку, «Лен», «Колхозная полька» и «Качели зовут».