Литовский народный танец.
Lithuanian folk dance.
Lietuvos tautinis sokis.
Сельскохозяйственные работы отражены в древнейших народных танцах, исполнявшихся при первом выгоне скота на поле, после окончания жатвы или при молотьбе. В те отдаленные времена литовский народ поклонялся силам природы. Известно, что существовали танцы, связанные с культом бога грома Перуна.
Многие из движений этих танцев до нас не дошли. Однако некоторые элементы старинных танцев пережили языческий культ и перешли в более поздние народные обряды и танцы, исполнявшиеся на христианских праздниках.
В эпоху феодализма духовенство и боярство враждебно относились к народному творчеству и к одному из видов его — народному танцу, видя в них протест против феодального гнета и остатки язычества.
Но, несмотря на яростное преследование, танцевальное искусство литовского народа не пропало. Неистощимая фантазия народа создавала все новые и новые танцы, в которых отразились различные стороны его труда и быта. По своему характеру литовские танцы спокойны или сдержанно оживленны.
Им свойственна простота и непосредственность. С начала до конца танец исполняется либо плавно, степенно, либо весело, оживленно, без резких смен ритма.
Отличительная черта литовских танцев — продуманность построения, сложность композиции, разнообразие и богатство фигур. Именно в рисунке танца особенно сказалась творческая фантазия литовского народа.
К этому надо добавить, что все движения и перестроения в танце точно установлены, никакая импровизация в канонизированном рисунке не допускается. Весьма древнего происхождения в литовской народной хореографии танцы, связанные с различными моментами сельскохозяйственных работ, со всем трудом и бытом литовского крестьянина.
Один из этих танцев — «Ругучай» (колосья) — отображает уборку урожая, косьбу и собирание колосьев. В другом танце — «Малунелис» (мельница) — сложные и замысловатые перестроения исполнителей воспроизводят вращение жерновов, а в одной из фигур исполнители располагаются парами как бы на четыре крыла, которые вертятся вокруг общего центра, как крылья ветряной мельницы. «Йеваро-тилтас» (мост) — танец-игра, в котором поочередно то юноши, то девушки в перестроениях и движениях воспроизводят постройку моста из ветвей; через этот мост под соответствующую песню проходят остальные исполнители.
В танце «Кубелас» (бочка) исполнители сходятся в тесный круг и кладут руки друг другу на плечи, образуя группу, напоминающую бочку. Деревенские ремесла дали начало танцам «Кальвялис» (кузнец), который сопровождается песней, повествующей о работе кузнеца, и «Шяучус» (сапожник), где отображены различные моменты шитья сапог, например прибивание каблуков, вытягивание ниток и т. д.
Распространены в Литве танцы, воспроизводящие образы животных. С большим юмором и меткой наблюдательностью передают они особенности животных. Из этого цикла в настоящее время чаще всего исполняется танец «Ожялис» (козлик). Как много раз повторяемый отыгрыш, через весь танец проходит своеобразный ход задиристого и драчливого козла. В других фигурах танцующие изображают, как брыкается и бодается козел, иногда подпрыгивая на двух ногах, и даже воспроизводят драку двух козлов.
В танце «Гайдне» (петух) один из исполнителей высокого роста изображает старого петуха, который двигается важной, горделивой поступью, оглядывает свысока окружающих, кричит «кукареку», вытягивая шею и хлопая крыльями. Другие исполнители, поменьше ростом, изображают молодых петушков, которых старый петух учит разрывать лапой землю, клевать зерна, петь.
Но маленькие петушки, хитрые и смелые, не очень-то боятся своего наставника и предпочитают играть и драться между собой. Этот шуточный танец пронизан тонким юмором. К этому циклу принадлежит отличающийся изяществом движений женский танец «Блез-дингеле» (ласточка), он исполняется с небольшими платочками, изображающими трепещущие крылья.
В старину танцев, воспроизводящих движения животных, было значительно больше, чем теперь. Об этом можно судить по ряду названий, сохранившихся в народной памяти: «Заяц», «Сверчок», «Блоха», «Кукушка», «Воробей», но самые танцы до нас не дошли и пока что их не удалось восстановить.
Меткий народный юмор сказался в танцах, высмеивающих молодую вдову, довольную тем, что избавилась от старого мужа—лентяя, засыпающего на ходу, и т. д. Основой массовых танцев являются сложные перестроения и переходы танцующих. Таковы танцы: «Шустас» (шумное веселье), «Муштинис» (хлопки, удары), «Аплинкинис» (вперегонки по кругу). Особенно популярен из танцев этой группы «Суктинис» (крутиться, вертеться), в котором пары быстро, со стремительными поворотами несутся одна за другой по кругу.
Исполнением веселого, живого танца «Суктинис» обычно заканчиваются молодежные балы-вечеринки. Большой ловкости, подвижности, точности движения требует от исполнителей танец «Микита»; исполнители его — юноши —держат в руках длинные палки, которые они обыгрывают, то подлезая под них, то перепрыгивая через них.
Особенное место в литовской народной хореографии занимают свадебные танцы. Многие из них сохранились в обычаях деревни до настоящего времени. Наиболее древний из свадебных танцев — «Садуте» — исполняется подругами невесты на девичнике, накануне свадьбы. Его обрядовые корни особенно отчетливы. Раньше этот танец был приноровлен к празднику летнего солнцестояния, исполняли его украшенные венками девушки, они бросали цветы в костер.
В свадебном варианте танца «Садуте» содержание несколько иное: в нем девушки прощаготся со своей подругой—невестой, покидающей их девичий круг. Невеста сама в танце не участвует, основные исполнительницы — подруги невесты, — танцуя, украшают ее венками и цветами. Танец «Садуте» очень сложный, состоит из многих фигур и массовых перестроений, точно установленных народным обычаем.
В некоторых местностях Литвы народная свадьба до сих пор разыгрывается как целое театрализованное представление, участники которого поочередно исполняют каждый свой танец. Наиболее распространен из них «танец невесты», в котором девушка прощается со всеми парнями своей деревни, спутниками юности, и, наконец, подойдя к жениху, с ним вместе заканчивает танец, как бы отдавая в его руки свою судьбу.
После свадебного пира начинаются танцы с участием всех гостей: исполняются здесь любые народные танцы, причем между родственниками жениха и родственниками невесты подчас завязывается соревнование, кто кого перещеголяет в ловкости движений.
Литовский танец "Ругучай", что означает - колосья. "Микита".
|