Воскресенье, 20.07.2025, 00:18 Приветствую Вас Гость | RSS
Композиция
и
постановка танца
Меню сайта
Статьи по разделам
Балетмейстеры [184]
Биография, основные этапы творчества и произведения


Ж.Ж.Новерр"Письма о танце" [18]
Полная версия книги Новерра представленная отдельно каждым письмом


И.Сироткина "Культура танца и психология движения" [2]
Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире; познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим; дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни; сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Курс рассчитан на будущих философов, культурологов, религиоведов, историков, психологов, семиотиков.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТАНЦА [0]
Методические указания к спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга»


Режиссура танца [62]
Теоретические и научные статьи и методики.


Драматургия танца [37]
Теоретические и методические материалы и статьи по данной теме.


Туано Арбо [3]
ОПИСАНИЕ ОРКЕЗОГРАФИИ


Научные статьи [131]
Всевозможные и собственные статьи, а также курсовые и дипломные работы студентов, надиктовыные им в качестве научного руководителя.


Танцевальный симфонизм [18]
Все материалы посвящённые танцевальному симфонизму.


Реформаторы Балета [36]
Имена и их биографии


История балета [108]
Интересные статьи по истории балеты.


В. А. Теляковский - "Воспоминания" [14]
Теляковский. Воспоминания.


Тамара Карсавина "Воспоминания" [17]
Т.КАРСАВИНА "ВОСПОМИНАНИЯ"


Леонид Якобсон [15]
Всё о Якобсоне


Польcкие танцы [13]
Описание и видео-фрагменты Польских танцев


Венгерский танец [12]
Венгерские танцы -описание и видеофрагменты


Ирландский танец [7]
Ирландский танец видео и описание


Армянский танец [6]
Армянский танец описание и видео


Танцы народов прибалтики [9]
Прибалтийские народные танцы


Видео [53]

Музыка [14]
Музыкальные материалы для этюдов и танцев


Исполнители [147]
Раздел посвящён легендарным исполнителем танцевального искусства


Интевью с Баланчиным [10]
Великолепная статья Соломона Волкова в виде интервью с Джоржем Баланчины о Петербурге, о Стравинском и Чайковском


Композиторы [68]
Биографии и интерересные статьи о композиторах


Классический танец [8]
Материалы по классическому танцу: методика и интересные статьи


Либретто балетных спектаклей [101]
В данной категории содержаться основные либретто балетных спектаклей различных времён и различных балетмейстеров


Ранние формы танца [11]
История зарождения первых танцевальных форм


Jazz & Modern Dance [15]
Техника современных танцевальных течений


Танцы Народов Мира [12]
Все народности и этносы


Русский танец [24]
Всё по русскому танцу


Испанский танец [17]
Всё о танцах Испании


Музыкальная драматургия. [33]
Методические и теоретические материалы по музыке и музыкальной драматургии.


Еврейские танцы [9]
материалы по истории и еврейских танцев


Художники [18]
Биография и творчество художников


Выдающиеся педагоги [57]
Биография известных педагогов танца


Фёдор Лопухов [13]
Фёдор Лопухов


Азербаджанский танец [3]
Всё об Азербаджанском танце


Борис Эйфман [10]
Всё о творчестве Эйфмана


Институт Культуры и Искусств [7]
правила приёма


Историко-бытовой танец [3]
ВСЁ О ИСТОРИКО-БЫТОВЫХ ТАНЦАХ


Чукотский танцевальный фольклор [4]
Чукотский танцевальный фольклор


Русский хоровод [12]
Всё о русском хороводе


Каталог статей


Главная » Статьи » Научные статьи

"Гроза", увертюра к драме П.И.Чайковского
 
"Гроза"

увертюра к драме
 
Увертюра "Гроза" явилась первым программно-симфоническим произведением Чайковского и первым сочинением на сюжет А.Н.Островского. "Гроза" относится ко времени его занятий в Петербургской консерватории в классе А.Г.Рубинштейна. На лето 1864 г. Чайковский получил задание от своего учителя А.Г.Рубинштейна написать оркестровую пьесу в форме оперной увертюры и в качестве сюжета выбрал драму "Гроза" А.Н.Островского, которую он читал и видел на сцене. К тому же молодой Чайковский уже тогда был страстным поклонником великого русского драматурга. Сюжет "Грозы" был выбран им как сюжет для оперы. Сочинение увертюры проходило в имении Тростинец Харьковской губ. Из-за болезни Чайковский поручил Г.А.Ларошу передать своему учителю на отзыв готовую партитуру. Тот же, в свою очередь, имел о ней нелестное мнение. Критика со стороны Рубинштейна была также уничтожающей, что заставило Чайковского отказаться от исполнения увертюры. При жизни композитора она никогда не исполнялась, а рукопись хранилась в его домашнем архиве. После смерти Чайковского в его бумагах, на одной страниц его ученической работы по инструментовке, была обнаружена программа увертюры: "Вступление: adagio (детство Катерины и вся ее жизнь до брака), (allegro) намеки на грозу; стремление ее к истинному счастью и любви, (All appassionato) - ее душевная борьба - внезапный переход к вечеру на берегу Волги; опять борьба, но с оттенком какого-то лихорадочного счастья; предзнаменование грозы (повторение мотива после адажио и его дальнейшее развитие); гроза, апогей отчаянной борьбы и смерть". По свидетельству М.И.Чайковского, композитор, наигрывая увертюру, указывал на образ Кабанихи, отраженный в главной партии. Очевидно, запись программы - это предварительные намерения композитора. Сама же увертюра далеко не соответствует ей.
 
Начало вступления (Andante misterioso, e-moll) характеризуется зловеще-приглушенным звучанием струнных басов, за которым угрожающий раскат тремоло литавр и резкий удар всего оркестра знаменуют, очевидно, первый "намек на грозу". Музыка со всей очевидностью рисует гнетущую атмосферу, окружающую Катерину. Ее светлый облик возникает далее на основе цитирования русской народной песни "Исходила младешенька", повествующей о страданиях одинокой девушки. Мелодия заимствована Чайковским из сборника К.П.Вильбоа, но несколько отличается от первоисточника (позже вариант этой же песни использовал М.П.Мусоргский в "Хованщине", в песне Марфы). Как сама мелодия, так и ее инструментальный колорит, светлый и прозрачный, резко контрастируют с предыдущим разделом. Мечтательное настроение этой музыки внезапно сменяется коротким грозовым шквалом. Разработка выражает душевную борьбу, смятение и как бы столкновение двух враждебных сил. В ее начале - фугато, сопровождаемое отголосками тем главной и побочной партий; появление побочной темы и ее канонические проведения в целом производят впечатление лишь робкой попытки противостоять грозному окружению. Здесь лишь намечен прием, позже ставший чрезвычайно характерным для симфонизма Чайковского: проведение лирической темы в "зловещем" тембре тромбонов (как в кульминации "Рассказа Франчески").
Не пытаясь прямо оспаривать критику Рубинштейна в адрес "Грозы", Чайковский сохранил теплое отношение к своим отдельным музыкальным находкам. Музыка вступления затем была с некоторыми изменениями перенесена в Увертюру c-moll (1866), тема побочной партии в том же году была введена во 2-ю часть Первой симфонии в качестве пейзажного вступления и завершения, отдельные фрагменты попали в оперы "Воевода" и "Опричник". Первое исполнение увертюры состоялось после смерти Чайковского, 24 февр. 1896 г. под управлением А.К.Глазунова (Петербург, 3-й Русский симфонический концерт), тогда же была издана партитура, которую подготовил к печати С.И.Танеев.
Категория: Научные статьи | Добавил: sasha-dance (03.08.2010)
Просмотров: 1482 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  •  
  • Программы для всех
  • Лучшие сайты Рунета